«Разработка новых беспилотных воздушных судов в современных условиях должна занимать не более двух лет с момента задумки до вывода продукта на рынок. Соответственно, меры поддержки здесь должны быть очень динамичными, простыми, понятными, удобными с точки зрения разработчиков и производителей. В отрасли БАС применимы все наши ключевые системные и отраслевые меры. За прошедшие два года уже были расширены меры поддержки в области производства электроники — причем, по всей цепочке создания продукции, начиная от прикладных исследований и заканчивая выпуском промышленных образцов аппаратуры. Сейчас государство субсидирует до 70% затрат производителям и при этом оставляет права на продукцию ее разработчикам», — заявил Василий Шпак.
«Все происшествия, которые происходят у нас на юге с малой авиацией, — это партизанщина, которая летала, летает и будет летать. Одними бумажными запретами мы задачу не решим. Чтобы ее решить, нужно вернуться к вопросам действенного наблюдения в воздушном пространстве и разработке методов эффективной защиты», — заявил директор по управлению транспортом АО «Почта России» Георгий Баутин.
«В СССР была единая межведомственная комиссия по единой системе ОрВД. Все министерства и ведомства в нее входили. Ниже были зональные межведомственные комиссии и командующие воздушными армиями в каждой зоне ответственности были главными в этих комиссиях. Сейчас мы расслабились, все децентрализовано, вот и причина введения запретов. Пока мы не будем работать совместно, будем как в басне «Лебедь, рак и щука», — отметил Шелковников.
«Мы же не боремся с машинами на дорогах. Мы стараемся создать такие рамки, в которых мы можем интегрировать автомобили в нашу жизнь безопасно. Так же нужно поступать и с беспилотниками», — отметил Глеб Бабинцев.
«Но как только появился правильный инструмент, который позволил водителям быстро и удобно запарковать свою машину, воспользовавшись мобильным приложением, сразу проблемы решились. А городская администрация получила дополнительный поток денежных средств. Мы за то, чтобы не вводить запреты, штрафы и запрещать вообще воздушное пространство. Мы за то, чтобы делать полезный инструмент, который выведет пользователя из серой зоны и позволит на законных основаниях летать, развивая свой бизнес», — отметил Каниовский.
«Ввиду различия задач трех видов авиации и технические требования, которые применяются для каждого из них, мало гармонизированы между собой. Предположу, что если мы нацеливаемся на получение разработчиком БАС сертификата типа… то вероятно это будет достаточным для того, чтобы представители других видов авиации, которые заинтересованы в этой БАС, принимали этот сертификат в расчет и возможно снижали или оптимизировали набор применяемых требований. Я знаю, что по той технике, которая находится у нас в процессе сертификации, такие исследования уже ведутся», — заявила начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Наталья Кириллова.
«БВС должны быть оборудованы ответчиками либо транспондерами, потому что средствами первичной радиолокации их наблюдать невозможно на тех высотах и с теми размерами, которые у них сегодня есть. Даже большие беспилотники по сравнению с пилотируемыми воздушными судами маленькие», — заявил Войтовский.
«Мы предлагаем в Воздушный кодекс внести статью, которая бы предусматривала возможность именно правительству РФ или уполномоченному органу устанавливать требования для оснащения всех беспилотных и пилотируемых воздушных судов средствами, которые позволяют осуществлять обслуживание воздушного движения», — заявил Войтовский.
«Запуск экспериментальных правовых режимов в авиации сопряжен с разными факторами и в первую очередь с безопасностью полетов. На сегодняшний день в стадию тестирования уже перешли несколько инициатив и их опыт показал необходимость развития процедур мониторинга реализации ЭПР, чтобы оперативно решать вопросы, которые могут помешать достигнуть запланированных результатов. В этой связи для успеха эксперимента необходимо плотное взаимодействие с коллегами из Минтранса и Росавиации, и, конечно, Минэкономразвития», — заявил заместитель директора по направлению «Эффективное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Соболев.
«Главное достижение Форума заключается в том, что органы власти, лица высокого уровня становятся открытыми к публичному диалогу с индустрией беспилотных авиационных систем без заготовок и шаблонных фраз. Такие дискуссии сложно организовывать и поддерживать, но только в этом формате возможно услышать друг друга, понять аргументы и выработать решения. Время решений пришло», — заявил Глеб Бабинцев.