При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Беспилотная авиация: главное — не навредить!


О беспилотной авиации гражданского назначения, прогнозах и проблемах ее развития – в интервью с директором научного Центра Аэронавигации научно-технического комплекса ОрВД ФГУП «ГосНИИ ГА» Александром Ещенко.


Александр Александрович, как, по Вашей оценке, будет развиваться сегмент беспилотной авиации в России?


Сегментировать беспилотную авиацию можно по-разному: например, по назначению, тогда речь пойдёт о гражданской беспилотной авиации и беспилотной авиации военного назначения. Или по виду беспилотной авиационной системы (БАС) – здесь можно выделить беспилотные воздушные суда (БВС) самолетного, вертолетного, винтокрылого, квадрокоптерного типа и т.п. Поскольку ГосНИИ ГА является научно-исследовательской организацией гражданской авиации, то и прогнозировать возможно только развитие беспилотной авиации гражданского назначения.


Появление на рынке недорогих небольших беспилотных авиационных систем около десяти лет назад привело к их быстрому использованию как для рекреационной деятельности, так и в профессиональных целях. Наибольшее распространение на рынке беспилотных авиационных систем нашли БВС небольшого размера, массой до 30 кг. Они в значительно меньшей степени нуждаются в инфраструктуре взлеёта и посадки, однако едва ли не в бóльшей, чем пилотируемые воздушные суда (ПВС), – в обеспечивающей инфраструктуре: бортовых, наземных и спутниковых средствах связи, навигации и наблюдения.


Поскольку дроны проще в разработке по сравнению с пилотируемыми воздушными судами, а выпускаться, как ожидается, они будут различных типов в соответствии с их предполагаемым использованием, вероятно, будет наблюдаться дальнейшее увеличение числа производителей и типов БАС по всему миру. При согласованных стандартах для БАС все производители смогут экспортировать свои аппараты во многие страны, что будет способствовать дальнейшему росту мировой индустрии беспилотных авиационных систем.


Сегодня коммерческие БАС используются для инспекций и мониторинга, съемки и картографии, видеосъемки и фотографии, точного земледелия, поиска и спасания, оказания помощи при стихийных бедствиях и общественной безопасности. Беспилотная и дистанционно пилотируемая авиация – полезное дополнение к спектру предоставляемых услуг традиционной пилотируемой авиацией.


В условиях быстрого развития гражданских БАС полномочные органы по регулированию гражданской авиации стран мира сталкиваются со схожими потребностями и проблемами различной степени в области регулирования безопасности полетов БАС в воздушном пространстве. Эти непростые проблемы усугубляются также широким разнообразием типов БВС с точки зрения массы, габаритов или несущей системы для обеспечения движения.


Достаточная ли, на Ваш взгляд, сегодня нормативная база, регулирующая эксплуатацию беспилотников, особенно вопросы безопасного применения и киберзащищённости БАС, а также противодействия им?


В Российской Федерации продолжает совершенствоваться нормативная база в части обеспечения безопасности промышленных и инфраструктурных объектов от угроз с земли. Пришло время следующего этапа. Требуется корректировка законодательства и нормативно-правовых актов по организации противодействия беспилотным летательным аппаратам.


Необходимо выстроить систему защиты от угроз с воздуха. Это сложная задача, которую возможно решить, лишь работая слаженно всем участникам процесса: органам законодательной и исполнительной власти, научным организациям, производителям систем суверенной безопасности и профильным ассоциациям.


Необходимо провести огромную научную работу по созданию единого информационного поля, что позволит БАС интегрироваться в общее воздушное пространство и выполнять полёты в различных регионах.


Вместе с тем создание нормативной базы – довольно кропотливая работа. Например, до сих пор совершенствуются нормы и требования для пилотируемой авиации, которая отметила 100-летний юбилей. В этом вопросе, как у врачей, главное – не навредить! Первые шаги в этом направлении уже сделаны, тем не менее предстоит очень большая работа.


Как обеспечить информационную безопасность БАС?


Требуется проведение научно-исследовательских работ, в которых будут рассматриваться вопросы кибербезопасности, относящиеся к киберугрозам критических авиационных систем, информационных и связных технологий (ICT), связанных с взаимодействием воздушного судна с системой организации и обслуживания воздушного движения в условиях возможных различных непреднамеренных ошибок, а также в условиях целенаправленных кибератак на ICT.


Принимало ли ФГУП «ГосНИИ ГА» участие в разработке концепции интеграции БАС в единое воздушное пространство? Насколько полно, по Вашему мнению, в концепции учтены все вопросы по безопасному использованию БАС?


Конечно, ГосНИИ ГА принимал участие в разработке этой концепции. При создании документа специалисты постарались максимально учесть все требования по безопасному использованию БАС. Так же, как и в международном сообществе, среди российских специалистов существуют различные подходы к решению ряда вопросов по интеграции БАС в единое воздушное пространство.


Для реализации принятого документа необходимо проводить обучение персонала, создание экспериментальных зон, маршрутов и т.п. с целью подтверждения/опровержения заключений по научным работам. Одновременно для дополнения требований, которые, возможно, упущены в документе, понадобится проведение как научно-исследовательских, так и опытно-конструкторских работ.


Подчеркну, что концепция — это живой организм, который требует доработки в процессе её реализации. Поэтому давать этому документу какую-либо оценку сейчас — считаю неправильным.


Помимо этого, как я уже говорил, различные проблемы в области регулирования безопасности полётов БАС в воздушном пространстве усугубляются широким разнообразием типов таких систем с точки зрения массы, габаритов или несущей системы для обеспечения движения.


Большинство государств – членов ИКАО уже предпринимают попытки выработать общий подход, наиболее заметными из которых является работа, проделанная Совместными органами по нормотворчеству в отношении беспилотных систем – JARUS. Результатом этой работы стали публикации рекомендаций и инструктивных материалов для пользователей воздушного пространства гражданской авиации. Однако определения общих правил полётов до сих пор нет.


На какие вопросы сегодня необходимо обратить внимание для обеспечения безопасности полетов БАС и защиты объектов от их незаконного применения?


ФГУП «ГосНИИ ГА» занимается рассмотрением вопросов, связанных с созданием единого информационного поля, где каждый пользователь воздушного пространства (заинтересованное лицо) сможет поставлять и получать информацию о воздушном движении, дистанционно определять «принадлежность» БАС, что позволит БАС интегрироваться в общее воздушное пространство и выполнять полеты в различных регионах.


Развитие технологий даёт беспилотным летательным аппаратам новые возможности, которые, в свою очередь, формируют свежий потенциал в использовании беспилотных летательных аппаратов. Соответственно, появляется необходимость современных подходов к правовому регулированию и совершенствованию Воздушного законодательства.


В России, как и в мировом авиационном сообществе, рассматривается рискоориентированный подход к совершенствованию нормативной правовой базы (в плане использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами). Для введения какой бы то ни было поправки необходимо разностороннее обсуждение, чтобы учесть интересы всех пользователей воздушного пространства.

Данный материал размещен в первом номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.