В рамках вебинара «Рынок ТСОТБ в 2023 году: ожидания, проблемы, решения», организованного информационным агентством «Эксперты безопасности» 26 января 2023 года, эксперты-практики в сфере обеспечения транспортной безопасности обсудили ряд важных вопросов, связанных с оснащением ОТИ и ТС техническими средствами ОТБ в условиях санкционных ограничений, ухода с рынка ряда зарубежных производителей и поставщиков, а также новых угроз, и связанных с этим дополнительных требований законодательства.
Помимо оценки общей ситуации на рынке ТСОТБ, который значительно изменился в 2022 году, представители субъектов транспортной инфраструктуры, Ространснадзора, а также компаний-производителей сертифицированных технических средств, остановились на вопросах, которые в настоящее время являются важнейшими для всех специалистов в области транспортной безопасности. В частности: достаточно ли на рынке альтернатив зарубежному оборудованию и ПО, каковы перспективы импортозамещения в данной сфере; возможны ли проблемы с техобслуживанием ранее установленных импортных ТСОТБ; сертифицировано ли отечественное оборудование и как быть с ранее установленными системами ОТБ, срок сертификации которых истек; как будут реализованы на практике новые требования по передаче данных с ТСОТБ (речь о Приказе Минтранса России от 23.06.2021 №208, вступившем в силу 1 сентября 2022 года) и др. То есть, все обсуждавшиеся вопросы носили исключительно практический характер.
О том, как изменился рынок технических средств и оборудования после ухода из России ряда зарубежных производителей и поставщиков рассказал Дамир Гарифзянов, заместитель начальника отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс». Эксперт считает, что выбор на рынке значительно сузился, особенно если говорить о сертифицированных системах. По его словам, Казанский метрополитен с прошлого года пытается закупить соответствующее требованиям досмотровое оборудование. Как оказалось, с рентгенотелевизионными установками проблем нет – их поставляют несколько крупных производителей. А вот полностью сертифицированные стационарные металлодетекторы смогла предложить только одна отечественная компания. Похожая ситуация и с ручными детекторами.
В свою очередь начальник отдела маркетинга Группы компаний «ЮПХ» Вадим Прохоров считает, что все не так печально. Он поделился информацией о перспективах развития отечественных досмотровых технических средств с учетом новых требований и отметил, что сегодня у наших компаний есть и техника, и программное обеспечение, созданное в России, которые не уступают зарубежным аналогам. И их номенклатура постоянно расширяется. Конечно, определенные временные трудности с интеграцией и сертификацией систем ОТБ могут возникать, особенно в удаленных регионах, но в принципе все уже используемые и закупаемые сейчас ТСОТБ, как правило, хорошо интегрируются, позволяют передавать данные и могут соответствовать новым требованиям. Презентация доклада ⇒
Что касается технического обслуживания систем в том числе зарубежного производства, то представители субъектов отметили, что проблем с этим пока нет. Как правило, все поставщики подтверждают готовность осуществлять регламентные работы и ремонт, а также поставку расходных материалов.
Почему СТИ испытывают трудности с сертификацией
С учетом требования об использовании только сертифицированных ТСОТБ у субъектов появилась новая головная боль. Если при закупке нового оборудования проблем обычно не бывает, то с ранее установленным иногда возникают вопросы. Особенно, если оно не совсем «свежее», хотя и вполне функциональное. С одной стороны, сертификаты на серийно выпускаемые ТСОТБ являются бессрочными, но что если производитель уже исключил его из своей «линейки», и более не производит? Считается ли в этом случае данное техническое средство сертифицированным, если установленный срок его службы еще не истек? Этот вопрос задал начальник отдела обеспечения транспортной безопасности флота ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Максим Стельников.
Кроме того, при сертификации часто возникают ситуации, когда оборудование не соответствует требованиям в какой-то части, но в основном им удовлетворяет. Как быть в этом случае? По этому поводу начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин разъяснил, что в такой ситуации будет рассматриваться комплекс документов. Например, если речь идет о детекторе для выявления запрещенных к проносу химических веществ, то нужно, во-первых, изучить План обеспечения транспортной безопасности, где должно быть прописано, какие именно вещества на данном участке должны быть выявлены. Затем эта информация сравнивается с сертификатом и технической документацией на прибор, где прописаны его функциональные характеристики. То есть, решение будет приниматься индивидуально по каждому конкретному случаю.
Также Сергей Игонин рекомендовал СТИ не ожидать завершения моратория на плановые проверки (как известно, его срок продлен на 2023 год), а использовать это время для решения проблем в сфере ОТБ своих объектов. Напомним, что плановые проверки в этом году будут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Еще одну проблему в связи с сертификацией поднял Александр Олейник, заместитель директора по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». По его мнению, услуги по сертификации, оказываемые разными ведомствами, стоят неоправданно дорого, причем единой и обоснованной цены на них не существует. По словам эксперта, на сертификацию ранее установленного оборудования порт потратил более 3 млн рублей. Эти средства можно было использовать гораздо с большим эффектом для безопасности – на закупку новых ТСОТБ или на дополнительные мероприятия в области ОТБ. Для многих субъектов морского транспорта (например, для простаивающего сейчас круизного флота) эти услуги являются неподъемными по цене, – считает эксперт.
Новые требования доступа и передачи данных с ТСОТБ
Как известно, 1 сентября 2022 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 23.06.2021 №208, которым установлен новый порядок доступа и передачи данных с ТСОТБ. Представители СТИ, которые уже успели поработать с новыми требованиями, поделились своим опытом в этой части. Например, Максим Стельников рассказал, что во ВНИРО на основе 208-го приказа утвердили свой внутренний порядок доступа к данным ТСОТБ, который был согласован с органами МВД во всех портах, где базируется флот организации. На сегодняшний момент система работает так: по запросу сотрудников МВД им передается информация за 30 суток на съемном носителе.
Возможно, что в ближайшей перспективе получит развитие еще один процесс – подключения ТСОТБ (в первую очередь речь, конечно, идет о системах видеонаблюдения) к региональным системам АПК «Безопасный город». Новосибирские депутаты даже внесли в Государственную Думу РФ законодательную инициативу – дополнить ФЗ-16 нормой, возлагающей на СТИ обязанность по передаче данных со своих камер систем видеонаблюдения операторам региональных систем видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса.
Как рассказал Вадим Дунаускас, заместитель директора по безопасности новосибирского ООО «Автовокзал-Главный», в регионе этот процесс уже идет. На фасадах здания вокзала уже установлены и подключены к системе «Безопасный город» пять «умных» видеокамер. В ближайшее время к АПК будет подключено еще 10 камер с этого объекта. Дамир Гарифзянов также подтвердил наличие планов по подключению системы видеонаблюдения Казанского метрополитена к региональной системе «Безопасный город».
В принципе все это – вполне логичные решения. С другой стороны, представители субъектов транспортной инфраструктуры рассчитывают, что если их оборудование будет использоваться для расширения возможностей «Безопасного города», то было бы справедливым, если бы часть расходов по установке и обслуживанию этого оборудования покрывалась из бюджетных средств, которые выделяются на развитие данного аппаратно-программного комплекса.
Вопросы и предложения, поднятые в ходе онлайн-дискуссии, планируется обобщить и направить в заинтересованные ведомства. Ответы и комментарии будут опубликованы на нашем сайте, а также на страницах первого номера журнала «Эксперт транспортной безопасности», который выйдет в свет в апреле 2023 года.