Действительно эффективные технологии обнаружения взрывчатых веществ при досмотре пассажиров, багажа и грузов сегодня массово применяются только в некоторых аэропортах и только на предполётном досмотре.
На предполётном досмотре в аэропортах личные вещи и багаж протирают специальной одноразовой салфеткой и помещают в анализатор следов взрывчатых веществ. Только эта процедура по-настоящему эффективна и применяется уже десятки лет по всему миру. Но распространить её на досмотр на входных группах в тех же аэропортах или тем более на железнодорожных вокзалах и в метрополитенах представляется невозможным.
Тому есть как минимум две причины: слишком высокая стоимость и слишком низкая скорость анализа. Достать новую одноразовую салфетку, протереть ей объект досмотра, донести её до анализатора, вставить в специальное отверстие, дождаться результата анализа, утилизировать салфетку — всё это вместе занимает до 30 секунд и более. Даже с учётом сравнительно высокой квалификации сотрудников служб авиационной безопасности. При этом стоимость одной такой салфетки может составлять и 30, и 50, и даже 100 рублей, в зависимости от модели анализатора и аппетитов поставщика.
Проблема стоимости впервые на рынке обнаружителей взрывчатых веществ была решена в нашем ионно-дрейфовом детекторе «Кербер» и в его современной модификации «Кербер-Т», где вместо специальных салфеток используется обычная алюминиевая фольга. Нашему примеру потом последовали и другие производители подобного оборудования.
Но проблему скорости это не решает. Поэтому повсеместно, где применяются обнаружители взрывчатых веществ на массовом досмотре, их используют только в режиме поиска паров ВВ, «обнюхивая» ими объекты досмотра. Вне зависимости от используемой модели обнаружителя, это работает в отношении поиска очень небольшого перечня веществ — куда более узкого, чем требуется обнаруживать. Даже «Кербер-Т», единственный обнаружитель взрывчатых и отравляющих веществ, способный мгновенно переключаться между режимами поиска паров и следов, на практике используют почти исключительно для обнюхивания.
При решении задачи поиска взрывчатых веществ по-прежнему эффективен и результативен в реальных условиях только поиск следов. Но на объектах с большим пассажиропотоком может прижиться только такая технология, которая:
Одна из таких технологий реализована в наших автоматических детекторах взрывчатых и наркотических веществ серии «Кербер-СТ». Более 5 лет они успешно применяются на режимных объектах Госкорпорации «Росатом», обеспечивая массовый персонифицированный досмотр физических лиц на наличие следов взрывчатых веществ. Время досмотра не превышает 5 секунд, при этом не требуется ни расходных материалов, ни какого-либо вмешательства персонала — вся процедура не подразумевает участия никого, кроме досматриваемого лица.
С 2019 года детекторы «Кербер-СТ» выходят на гражданский рынок. Так, встраиваемый обнаружитель взрывчатых веществ и опасных химических агентов «Кербер-СТ2» в составе интегрированного досмотрового комплекса IntelliMax TRIO в 2021 году прошёл сертификацию на соответствие требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Комплекс испытывался и доказал свою эффективность в Московском метрополитене, аэропортах Пулково, Симферополь, на ряде других объектах транспорта и культуры.
Между тем детекторы «Кербер-СТ» при всех своих достоинствах обеспечивают досмотр только физических лиц. Для обнаружения следов взрывчатых веществ на личных вещах, багаже и грузах требуется другой подход, поиски которого увенчались успехом только совсем недавно.
Мы полностью переосмыслили технологию обнаружения взрывчатых веществ, сделав по-настоящему эффективное и исключительно простое в эксплуатации устройство. И это устройство вошло в состав нашего самого совершенного на сегодняшний день газосигнализатора «Сегмент».
Автоматический газосигнализатор «Сегмент», разработанный для выявления химических угроз, уже зарекомендовал себя как исключительно надёжный и мощный инструмент обнаружения и распознавания опасных веществ. Целая система этих датчиков в течение полугода в непрерывном круглосуточном режиме испытывалась в Московском метрополитене в 2020 году. Датчики «Сегмент» уже используются для обеспечения безопасности важнейших объектов охраны России.
Теперь мы дополнили «Сегмент» простым и дешёвым досмотровым устройством — рецептором, которым нужно прикоснуться или протереть объект досмотра. После этого рецептор помещается в специальный слот на корпусе газосигнализатора — и в течение пары секунд готов результат. После автоматической очистки рецептор снова абсолютно чист и готов к новому измерению. Конечно же, это похоже на практику служб авиационной безопасности, только в сотни раз дешевле и в десятки раз быстрее вне зависимости от квалификации оператора. И это делает эту технологию действительно массово применимой повсеместно, включая самые загруженные станции Московского метрополитена в часы пик.
В руках сотрудника на посту досмотра вместо хрупкого, увесистого и дорогостоящего газоанализатора — компактное приспособление размером и весом с электробритву. Таких рецепторов одновременно с одним «Сегментом» может использоваться несколько, что в разы увеличивает среднюю скорость досмотра. Человеческий фактор при этом сведён к абсолютному минимуму — «Сегмент» по-прежнему не содержит никаких органов управления и на качество досмотра квалификация сотрудника никак не влияет.
«Сегмент» поставляется как в виде отдельного устройства для настольного или настенного размещения (в том числе во всепогодном исполнении), так и в составе Станции контроля химических и биологических угроз «Сегмент-Гамма», совмещающей в себе функции непрерывного мониторинга окружающего воздуха на наличие опасных химических и биологических агентов и выявления взрывчатых веществ при досмотре.
Сертификация этого технического средства на соответствие требованиям к ТС ОТБ проведена в самом конце 2021 года (Сертификат №331 от 27.12.2021). Общая стоимость расходных материалов, потребовавшихся для проведения сертификационных испытаний (не менее 100 процедур отбора пробы с поверхностей с последующим анализом на наличие следов ВВ на каждый испытуемый прибор «Сегмент»), составила ровно 0 рублей 00 копеек.
Технологии досмотра, реализуемые устройствами серий «Кербер-СТ» и «Сегмент», действительно работают в условиях массового досмотра. И на этом следует закончить их сравнение с существующими сейчас практиками применения обнаружителей взрывчатых веществ.
Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности», вышедшем в свет в ноябре 2022 года.