При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Обзор вебинара
«Оснащение и подготовка сил ОТБ с учётом новых угроз»
Эфир дискуссии состоялся 8 декабря 2022 года
Новые риски для транспортной инфраструктуры

В ходе вебинара «Оснащение и подготовка сил ОТБ с учетом новых угроз», организованного информационным агентством «Эксперты безопасности» 8 декабря 2022 года, эксперты обсудили изменение ситуации в области обеспечения транспортной безопасности в связи с изменившейся криминогенной обстановкой. Основные вопросы, на которые участники мероприятия постарались найти ответы: оценка достаточности сил и средств для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в условиях новых угроз, а также коррективы, которые необходимо внести в нормативно-правовую базу и в процесс подготовки кадров к работе в современных реалиях.


Как отметила, открывая обсуждение, модератор вебинара – медиадиректор агентства «Эксперты безопасности» Ольга Тихомирова, ситуация с обеспечением безопасности ОТИ и ТС в последнее время кардинально изменилась. Субъекты транспортной инфраструктуры фиксируют изменение модели нарушителя при совершении актов незаконного вмешательства. Зачастую сегодня сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности приходится противостоять не обычным расхитителям, или подросткам, которые стремятся проникнуть на охраняемые объекты с целью поиска «острых ощущений», а подготовленным группам вооруженных диверсантов, применяющим самые современные технические средства.


Модератор озвучила данные МВД, согласно которым за январь-октябрь текущего года зафиксировано около 5 тысяч преступлений с использованием оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года и свидетельствует о необходимости выработки новых мер противодействия таким угрозам. Прежде всего, речь идет о дооснащении объектов транспортной инфраструктуры более современными и надежными техническими средствами ОТБ, обеспечении оперативного взаимодействия персонала ОТИ с силовыми структурами и подразделениями транспортной безопасности, а также о необходимости внесения изменений в процесс подготовки специалистов сил обеспечения транспортной безопасности, возможно – о наделении их дополнительными полномочиями.



Новое в подготовке, аттестации и аккредитации СОТБ и ПТБ


Открывая дискуссию, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов рассказал о подготовке новых нормативных правовых актов, а также последних изменениях в процессах аттестации сотрудников СОТБ и аккредитации подразделений транспортной безопасности (ПТБ). Он, в частности, сообщил, что с учетом ситуации с COVID-19 и в связи с проведением СВО, принято решение о продлении сроков действия аттестации сотрудников СОТБ и аккредитации ПТБ до конца 2022 г. А также проинформировал о том, что теперь физические и юридические лица могут осуществлять подачу документов на аттестацию и аккредитацию дистанционно – через Единый портал госуслуг.


Продолжая тему, директор Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево Безопасность» Егор Бутов поделился информацией об инновационной программе подготовки СОТБ и ПТБ на объектах воздушного транспорта. Она представляет собой онлайн-тренажеры, которые имитируют основные программные и технические средства, использующиеся в аэропортах. В настоящее время в Шереметьево применяют 8 таких тренажеров, на которых сотрудники обучаются работе с программами проверки документов пассажиров и персонала; осваивают принципы использования рентгенотелевизионных досмотровых установок, в частности с поиском предметов, запрещенных к проносу на территорию аэропорта; изучают программы распознавания лиц. Спикер отметил, что компания готова предложить эту технологию коллегам в других видах транспорта и оказать помощь в ее адаптации под их специфику.


Подробнее об Учебном центре АО «Шереметьево Безопасность» читайте в материале пилотного номера журнала «Эксперт транспортной безопасности».


Как выглядит ситуация с ОТБ глазами практиков


Начальник отдела обеспечения транспортной безопасности флота ФГБНУ ВНИРО Максим Стельников затронул проблемные вопросы ОТБ на судах рыбопромыслового флота. В частности, по мнению специалиста, некоторые предусмотренные законодательством требования являются избыточными, а некоторые моменты, наоборот, урегулированы недостаточно. Так, в настоящее время на судах ВНИРО должны устанавливаться система видеонаблюдения и СКУД. Но, как показывает практика, видеонаблюдение, которое фиксирует ситуацию только на мостике, по сути, выполняет функцию лишь «черного ящика», а СКУД в ходовой рубке в условиях реальной эксплуатации часто отключается и в принципе вряд ли эффективна.


Вопросы возникают и с защитой от АНВ, например, в части взаимодействия с ПТБ. «Мы привлекаем ПТБ по договору, так как у нас нет своего ОТИ – мы арендуем только причальные стенки в порту. Но, согласно действующему законодательству, юрлицо, аккредитованное как ПТБ, не обязательно должно иметь собственные средства досмотра. Предполагается, что их должен обеспечить СТИ! Кроме того, защита судов от АНВ даже в акватории порта предполагает наличие у ПТБ хотя бы катера, но таких требований для них законодательство также не предусматривает», – говорит эксперт.


Напомним, что в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» широкий круг вопросов в области обеспечения транспортной безопасности морского и речного транспорта поднят в материалах «Росморречфлот: реализация мероприятий по ОТБ идёт в рабочем режиме» и «ФГУП «Росморпорт»: требования избыточные и (или) достаточные?»


О том, как изменилась работа Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» в свете новых угроз сообщил начальник Аналитического центра службы Геннадий Денисюк. По его словам, оснащение техническими средствами объектов метрополитена с самого начала осуществлялось с расчетом на «подготовленных нарушителей». Поэтому основные изменения сейчас происходят в организационной сфере и обучении сотрудников. Прежде всего, значительно усилено взаимодействие служб метрополитена и силовых ведомств. Сценарии новых угроз (например, с проникновением на ОТИ диверсантов и др.) включены в планы регулярных тренировок. Кроме того, внесены изменения в программу подготовки сотрудников Службы безопасности метрополитена. Прежде всего, это касается физподготовки, применения силы и спецсредств при пресечении АНВ.


О деятельности структур Росгвардии по обеспечению безопасности на транспорте доложил cтарший инспектор по особым поручениям отдела организационно-методического обеспечения деятельности пунктов централизованной охраны управления анализа, организации и выработки единой технической политики и мер по антикриминальной защищенности объектов ГУВО Росгвардии Александр Фадеев. Он рассказал, что кроме охраны объектов и имущества граждан, силы вневедомственной охраны обеспечивают безопасность почти 14 тыс. единиц транспортных средств. Из них более 3200 единиц – подвижной состав городского наземного транспорта общественного пользования. За 10 месяцев текущего года только на пассажирском транспорте силами Росгвардии пресечено более 300 правонарушений, задержано 140 нарушителей, двое из которых находились в федеральном розыске. Преимуществом подразделений вневедомственной охраны является то, что все оперативные группы оснащены табельным оружием, экипированы бронежилетами и спецсредствами, а также наделены полномочиями на проведение задержания правонарушителей.


Что предлагают производители и поставщики оборудования и спецсредств


Представители компаний, специализирующихся на разработке и поставках ТС ОТБ, приняли активное участие в вебинаре. Климентий Печенкин, руководитель департамента ТСОТБ ООО «Аргут», ознакомил участников с последними сертифицированными разработками в области радиосвязи для применения в сфере ОТБ объектов разных видов транспорта. Он особо отметил, что до сих пор многими ПТБ используется оборудование зарубежного производства, работающее на открытых частотах, что создает серьезные риски несанкционированной прослушки и внесения помех, а значит упрощает злоумышленникам возможность совершения АНВ. И, наоборот, применение современных цифровых радиостанций, работающих на основе отечественного программного обеспечения и по закрытым каналам обеспечивает гораздо большую надежность от взлома и перехвата сообщений, а также в условиях, например, отключения мобильной связи.


Не секрет, что нарушители и диверсанты все чаще используют беспилотные летательные аппараты. Между тем, на рынке сегодня представлены самые разные системы обнаружения и противодействия дронам, которые могут не только обнаружить сам летательный аппарат, но и установить район его запуска и местонахождение оператора. О них подробно рассказал Владимир Клюев, менеджер продукта Radar-IQ ООО «Диагностика-М». Этой компанией разработана эффективная система Radar-IQ, которая использует технологии радиолокации и видеоаналитики, что позволяет «засечь» воздушного нарушителя задолго до того, как он пересечет границу территории объекта, а также фиксировать его полет в любых погодных условиях.


Елена Мирошникова, генеральный директор АО «СНТ», поделилась информацией о новом оборудовании для оснащения пунктов досмотра с учетом современных угроз. Компания предлагает линейку эффективной премиальной досмотровой техники SmartScan, максимально отвечающей требованиям и на 100% соответствующей российским условиям эксплуатации. Ноу-хау компании заключается в возможности объединения в рамках одного досмотрового комплекса нескольких технологий, позволяющих одновременно выявлять пронос запрещенных веществ и оружия, осуществлять видеонаблюдение и фотосъемку и даже передавать данные в режиме реального времени. Таким образом заказчик на базе хорошо знакомого всем стационарного металлодетектора может создать полноценный многофункциональный пункт контроля. Специалист также отметила важность соблюдения при эксплуатации досмотрового оборудования всех регламентных требований по проверке работоспособности, грамотной настройке всех показателей и др.


По итогам прошедшей дискуссии наиболее актуальные предложения участников по рассматриваемым вопросам будут обобщены и направлены организаторами в компетентные государственные органы.

,
Партнеры вебинара
ООО «Аргут»
ООО «Диагностика-М» 
АО «СНТ»