При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
ФГУП «Росморпорт»: требования избыточные и (или) достаточные?

Выполнение обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности требует немалых затрат. Возможно ли соблюсти допустимый баланс: не снижая уровень защищённости, оптимизировать расходы?

ФГУП «Росморпорт» осуществляет деятельность на территории 24 субъектов Российской Федерации. В состав предприятия входят центральный аппарат и 14 филиалов.


Предприятие – крупнейший в России владелец объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота, находящихся в собственности Российской Федерации. На праве хозяйственного ведения за предприятием закреплено около 2000 объектов недвижимого имущества, включая гидротехнические сооружения, здания и сооружения, а также 268 судов различного назначения.

В соответствии с законодательством

Говоря об особенностях, связанных с обеспечением транспортной безопасности (ОТБ), необходимо отметить, что к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) отнесены 33 объекта, а к транспортным средствам (ТС) – 185 судов. Вместе с тем флот предприятия не предназначен для перевозки пассажиров и коммерческих грузов, в том числе повышенной опасности. Эксплуатируемые предприятием суда используются для обеспечения дноуглубительных и навигационно-гидрографических работ, буксировки и ледокольной проводки судов, оказания лоцманских, экологических и иных услуг в морских портах. ОТИ предприятия включают морские терминалы, центры управления систем управления движением судов (ЦУ СУДС) и центры управления Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ЦУ ГМССБ).


В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), а также иными законодательными и нормативными правовыми актами, предприятие планомерно организует и непосредственно осуществляет работу по защите от актов незаконного вмешательства (АНВ) ОТИ и ТС, в отношении которых является субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ). В соответствии с ФЗ-16, в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внесены 185 ТС, из которых 21 – ледоколы и конвенционные суда, а также 33 ОТИ, из которых 11 – морские терминалы и 22 ОТИ, не подлежащих категорированию (ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ).


Во исполнение требований в области ОТБ предприятием разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не подлежащих категорированию, и ТС. Выполнены работы по проведению оценок уязвимости (ОУ) и разработке планов обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) ОТИ и ТС, которые утверждены компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности – Росморречфлотом. Большая часть указанных работ выполнена работниками предприятия самостоятельно без привлечения специализированных организаций. 



Для защиты ОТИ и ТС от АНВ сформировано подразделение транспортной безопасности (ПТБ) предприятия, аккредитованное Росморречфлотом. В установленном порядке прошли подготовку и аттестацию 987 работников, штатные должности которых непосредственно связаны с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС. Для защиты от АНВ 5 морских терминалов привлечены сторонние ПТБ.


Сократить теневые зоны

В целях повышения уровня транспортной безопасности и обеспечения охраны человеческой жизни на море ФГУП «Росморпорт» с 2015 года проводит политику интеграции оборудования СУДС и ТСОТБ акваторий морских портов.


Пост технического наблюдения за акваторией на мысе Ольга, входящий в состав ТСОТБ акватории морского порта Советская Гавань, оснащён радиолокационной станцией (РЛС) миллиметрового диапазона. Использование информации с данной РЛС для нужд СУДС Ванино в значительной степени позволит сократить теневые зоны на акватории морского порта Советская Гавань, в связи с чем принято решение о включении РЛС в состав системы обеспечения безопасности мореплавания.


Для реализации этого решения дополнительно приобретены два радар-процессора, установлен дополнительный (резервный) приёмопередатчик РЛС, заключён договор о поставке радиорелейной станции для пролёта мыс Ольги – сопка Кекурная, выполнены работы по программной интеграции РЛС в состав оборудования СУДС. 

Правильно выбрать ТСОТБ

В целях реализации утверждённых планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности ФГУП «Росморпорт» в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере транспортной безопасности выполнены работы по оснащению ОТИ и ТС сертифицированными ТСОТБ. Выбор состава и количества оборудования зависит от индивидуальных особенностей ОТИ и ТС (назначения и фактических размеров, конфигурации зоны транспортной безопасности, рельефа местности) и определяется на этапе проектирования в соответствии с мерами, определёнными утверждёнными паспортами и ПОТБ. Требования к температурным режимам работы оборудования прописываются в техническом задании в зависимости от географического расположения объекта и в соответствии с требованиями к функциональным свойствам ТСОТБ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969. При этом в отношении ТС основным критерием является влагозащищённость и защита от агрессивной морской среды.


Техническое обслуживание ТСОТБ выполняется как собственными силами, так и силами привлекаемых специализированных организаций. ТСОТБ, которыми оснащены ОТИ и ТС ФГУП «Росморпорт», в достаточной степени обеспечивают выполнение возлагаемых на них задач и не требуют дополнительного внедрения инновационных технологий. Вместе с тем предприятие заинтересовано в приобретении сертифицированных ТСОТБ отечественного производства с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками с высокой степенью надёжности и ремонтопригодности. На наш взгляд, существующая нормативная правовая база не ограничивает применение новейших достижений техники.


На сегодняшний день основной задачей ФГУП «Росморпорт» является поддержание работоспособности ТСОТБ, а также плановое проведение технического обслуживания. Средства на выполнение этих мероприятий запланированы в Программе деятельности предприятия на 2022 год.


Когда требования избыточны

Сложности при обеспечении транспортной безопасности в основном связаны с подготовкой и аттестацией работников по причине специфики эксплуатации ТС и текучести кадров (в основном членов экипажей судов). На реализацию мероприятий по подготовке и аттестации требуются значительные временные и финансовые затраты. Представляется достаточным в отношении экипажей морских судов валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн и минимальным составом экипажа (вахтенной смены) не более 2–3 единиц (вахтенный судоводитель, вахтенный матрос (моторист)), аттестацию заменить на проведение инструктажа и проверки знаний по ОТБ. Такая законодательная инициатива предусмотрена, но в настоящий момент не принята.


При выполнении обязательных требований дополнительно проведены работы по оснащению судов средствами контроля доступа, при этом затраты на одно ТС составили не менее 300 тысяч рублей. ФГУП «Росморпорт» считает указанное требование избыточным, так как ограничить доступ в помещения судна, находящиеся в зоне ограниченного доступа, возможно путём принятия иных организационных и (или) технических мер. Кроме того, представляется целесообразным распространить требования ФЗ-16 исключительно на суда, используемые в целях торгового мореплавания для перевозки пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, по аналогии с судами внутреннего водного транспорта.


Сложные вопросы аттестации и обучения

Мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) осуществляются филиалами ФГУП «Росморпорт» и включают в себя в том числе сбор документов, предусмотренных пунктом 9 Правил аттестации СОТБ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности». Для оптимизации подготовки комплектов документов разработана внутренняя памятка (чек-лист) с подробными пояснениями требований к документам согласно перечню, установленному приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 333. Непосредственно аттестация СОТБ осуществляется в установленном порядке через органы аттестации на договорной основе.


Один из проблемных вопросов в этой сфере возникает при получении работниками медицинских заключений, подтверждающих отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении этих заболеваний. Форма такого заключения Минздравом России не установлена. Кроме того, в настоящее время отменена возможность дистанционного прохождения аттестации. Возникнут сложности и после вступления в законную силу с 1 сентября 2022 года приказа Минтранса России от 06.04.2022 № 121, которым утверждён новый перечень документов, представляемых в целях аттестации. Документом устанавливается действительность в течение 60 дней со дня выдачи медицинских заключений и справок об отсутствии судимости и административных правонарушений. Такое ограничение по срокам, безусловно, усложнит работу по сбору документов для плавсостава в связи с их частым и длительным нахождением в море.


В целях сокращения расходов СТИ на аттестацию представляется целесообразным возобновить её дистанционное прохождение. Это исключит дополнительные логистические и временные затраты, связанные с проведением аттестации в отдалённых субъектах Российской Федерации.

Профессии нужны требования

Профессиональное обучение сотрудников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, играет важную роль в системе устойчивого и безопасного функционирования всего транспортного комплекса.


В настоящее время подготовка специалистов в области ОТБ осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Что предполагает наличие самой квалификации, требования к которой должны определяться Единым квалификационным справочником. При этом на сегодняшний день отсутствует раздел о квалификационных требованиях к специалистам в области транспортной безопасности в связи с тем, что таких профессий и должностей просто не существует. Вместе с тем на транспорте необходим специалист, который будет заниматься вопросами обеспечения транспортной безопасности на постоянной основе, а не в качестве дополнительных обязанностей к основной профессиональной эксплуатационной деятельности. Для осуществления подготовки специалистов в области транспортной безопасности нужен системный подход.


Первоначально следует включить в перечень профессий специальность «Специалист транспортной безопасности». После этого необходимо сформулировать и принять профессиональные стандарты, квалификационные требования, разработать программы обучения, а подведомственным Минтрансу России образовательным учреждениям разработать учебный план и создать экспериментальную группу набора по указанной специальности с последующей адаптацией и внедрением на постоянной основе целевого набора по данному направлению обучения. При обучении специалистов первые два курса осуществлять общую подготовку, а на последующих углублять знания в области транспортной безопасности по видам транспорта, учитывая специфику каждого.


Необходимо отметить, что пунктом 5 приказа Минтранса России от 12.07.2021 № 232 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» предусмотрена подготовка по основным программам профессионального обучения и разработка типовых основных программ профессионального обучения, но только при условии включения работников ПТБ из числа отдельных категорий СОТБ в утверждаемый Минпросвещения России перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.


Предложения учтены

Постановлениями Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 (ПП РФ 1637), от 08.10.2020 № 1638 (ПП РФ 1638) и от 10.10.2020 № 1651 (ПП РФ 1651) утверждаются требования по ОТБ ОТИ и ТС морского и речного транспорта, оказывающие существенное влияние на организацию работы по обеспечению безопасности ОТИ и ТС ФГУП «Росморпорт». Как показала практика выполнения работ в отношении судов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, установленный месячный срок для проведения обследования ТС, изучения реализуемых на них мер от угроз совершения АНВ с учётом требований по ОТБ, разработки и утверждения паспортов ТС недостаточен.


В этой связи ФГУП «Росморпорт» направило в Росморречфлот письмо с предложением инициировать обращение в Минтранс России о внесении изменений в ФЗ-16 в части увеличения этого срока до двух месяцев и начала его исчисления с даты включения ОТИ или ТС в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. ФГУП «Росморпорт» предлагало инициировать изменения в ПП РФ 1638 по уточнению применяемых терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, а также оптимизации порядка практического применения установленных требований.


В ПП РФ 1651 учтены предложения ФГУП «Росморпорт» об исключении требования обеспечить видеомониторинг и видеофиксацию операций при осуществлении погрузки-выгрузки и посадки-высадки пассажиров, которые на объектах ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ не осуществляются, а также увеличения срока на оснащение акваторий морских портов ТСОТБ с одного до трёх лет и добавление формулировки «иные технические средства», к которым можно отнести средства тепловизионного и радиолокационного наблюдения, которыми оснащены акватории морских портов. Кроме того, согласно внесённым Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2485 в ПП РФ 1651 изменениям потребуется разработка и утверждение новых паспортов ОТБ ОТИ ФГУП «Росморпорт». 


Данный материал основан на информации Службы внешних коммуникаций ФГУП «Росморпорт» и размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности», вышедшем в свет в ноябре 2022 года.

Хотите получить пилотный номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности