При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Обзор вебинара
«ОТБ на этапе проектирования в условиях импортозамещения»
Эфир состоялся 29 сентября 2022 года
Импортозамещение: адаптация к ситуации или новые возможности

В ходе вебинара «ОТБ на этапе проектирования в условиях импортозамещения», организованного информационным агентством «Эксперты безопасности» 29 сентября 2022 года, эксперты говорили о реальной ситуации с импортозамещением в отрасли и поиске возможных решений. Дискуссия прошла в рамках подготовки к форуму «Обеспечение транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства».


Сегодня высокую актуальность приобретают вопросы снижения зависимости от импортных составляющих. Практически всё, что производится на территории страны, состоит из импортных запчастей и комплектующих. Иностранное программное обеспечение полностью вытеснило отечественные разработки.


В 2014 году был объявлен курс на импортозамещение и утверждена государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». В новой редакции она начала действовать с января этого года. Снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями – одна из главных её задач.

Прошло почти десять лет, но этого срока оказалось недостаточно для полной независимости от импорта. Да и отечественные производители, пока «гром не грянул» в полную силу, не спешили создавать свои программные решения. Зарубежные были кратно дешевле.


Но были и те, кто смотрел далеко в будущее, разрабатывал новые продукты, используя отечественные решения.


Нужны оперативные решения

Открыл дискуссию руководитель департамента ТСОТБ ООО «Аргут» Климентий Печенкин. Компания Аргут занимается радиосвязью на российском рынке порядка 20 лет. Среди самых острых проблем спикер отметил полное отсутствие отечественной микроэлектроники. Многие ОТИ продолжают использовать несертифицированное оборудование. Большинство объектов топливно-энергетического комплекса использует оборудование полностью иностранного происхождения. Это прямое нарушение поручения Президента РФ по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 18.07.2022, Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203, где прямо говорится о киберугрозах и информационно-безопасном пространстве в России, а также Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры».


С момента начала проведения специальной военной операции некоторые иностранные компании «временно» прекратили поставки или увеличили сроки. Они-то как раз и являются представителями бизнеса недружественных стран. А ведь их оборудование используется повсеместно. Это значит, что под угрозой безопасность авиационной отрасли, – радиосвязь служб многих аэропортов импортного производства. Тоже самое с морской радиосвязью. В настоящее время не обновляется и не дооснащается оборудование радиосвязи диспетчерских всех видов транспорта. Всё это говорит о вероятности его небезопасного использования на стратегически важных объектах.


Представитель компании «Аргут» считает необходимым срочно принять меры, которые нивелируют риски.

«Целесообразно, чтобы оборудование работало на российском софте, даже если изготовлено за рубежом. Кроме того, необходимо исключить из реестра агентств уже полученные сертификаты на ТСОТБ, произведенные недружественными странами. И, наконец, полностью запретить поставку оборудования тех компаний, которые покинули, приостановили деятельность, поддержку и гарантийное обслуживание продукции на территории России и отказываются обеспечивать свою продукцию российским софтом», – резюмировал спикер.

Готовы поставлять отечественные решения

О комплексных решениях по обеспечению антитеррористической, химической и биологической безопасности ОТИ на этапе проектирования и строительства говорил начальник отдела маркетинга ГК «ЮПХ» Вадим Прохоров. Компания также является отечественным производителем и занимается разработкой и производством аналитического и досмотрового оборудования.


Среди представленных и зарекомендовавших себя решений – уникальная система по комплексному определению угроз, решающих огромный ряд задач «Сегмент-Гамма». Одна стойка охватывает весь спектр задач в области обеспечения транспортной безопасности. Новинка – Автоматический газоанализатор «Сегмент» с досмотровым рецептором – новый уникальный прибор, разработанный компанией ЮПХ – первая полностью автоматическая система обнаружения опасных химических агентов и следов взрывчатых веществ без расходных материалов.

Выход в поиске обходных путей?

О проектировании ОТБ ОТИ в условиях импортозамещения рассказал главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД ООО «ВТМ дорпроект» Роман Фроликов. Он поддержал тезис о том, что российские технологии в микроэлектронике отстают от мирового уровня и говорить о стопроцентном импортозамещении оборудования ТСОТБ в настоящий момент не приходится.

Выход из сложившейся ситуации проектировщики находят в применении оборудования производства «дружественных» стран, а также параллельном импорте. Сегодня для них уже не новость отклонение проектов в связи с использованием импортного оборудования. Доводы о том, что на рынке аналогов нет, никого не устраивают. Проектировщики находят решение, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» и говоря, что производитель не входит в этот список. При этом констатируют, что поставки действительно задерживаются, а производители не дают полную гарантию соблюдения сроков.

Еще один вариант выхода из ситуации – применение технологии параллельного импорта, когда отсутствуют иные варианты, – считает Роман Фроликов. Это дольше и дороже, но возможно.


По мнению эксперта, сейчас целесообразно предусматривать в проектах оборудование ОТБ как отечественного, так и импортного производства (независимо от отсутствия страны в списке недружественных стран). Главное условие – реальная возможность его поставки на российский рынок, а также имеющийся сертификат транспортной безопасности согласно требованиям ПП РФ 969.

Минпромторг России проблемы отрасли видит

В дискуссии также принял участие ведущий консультант отдела развития цифровой инфраструктуры Департамента цифровых технологий Минпромторга России Александр Апостолов. Он сообщил, что все проблемы регулятор видит и принимает необходимые меры. Так недавно одобрена программа по развитию радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Микроэлектроника туда тоже входит. Министерством также активно поддерживаются инициативы предпринимательского сообщества. Проводятся конкурсы, выдаются гранты.


В сложных ситуациях, когда не получается использовать отечественные решения, в исключительных случая разрешено применять импортное оборудование. Но такое решение необходимо обосновать и согласовать в профильном министерстве. Так, Минтранс России Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 наделен полномочиями по согласованию закупок иностранного ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующих в сфере транспорта.


Аналогичные полномочия в своей отрасли получили Минздрав, Минобрнауки, Минцифры, Минфин, Минэнерго, Минпромторг России.


Экспертная сессия показала, что в отрасли идет активный поиск решений по импортозамещению. Одни выбирают отечественное оборудование, другие ищут пути обхода. Самое важное в погоне за поиском решений – не потерять связь с реальностью и обеспечить комплексную безопасность нашей страны.

Партнерами вебинара выступили
Компания «ЮПХ»
ООО «Аргут»