ИА «Эксперты безопасности» открывает серию экспертных обсуждений с онлайн-трансляцией для специалистов в сфере транспортной безопасности. Тема первого круглого стола посвящена обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) на этапе проектирования и строительства в условиях курса на импортозамещение.
В современной геополитической ситуации актуальность приобретают вопросы снижения зависимости от технических средств и программных комплексов обеспечения транспортной безопасности иностранного производства и перехода на отечественные аналоги.
В качестве экспертов к участию приглашены представители Главгосэкспертизы России, агентств по видам транспорта, образовательных и проектных организаций, застройщики и эксплуатанты объектов транспортной инфраструктуры, производители сертифицированных технических средств ОТБ.
Темы к обсуждению:
В ходе вебинара планируется обозначить самые актуальные для отраслевого сообщества темы, которые войдут в повестку деловой программы очной конференции «Обеспечение транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства», запланированной на 25 октября текущего года в Москве.
Готовы поставлять отечественные решения
О комплексных решениях по обеспечению антитеррористической, химической и биологической безопасности ОТИ на этапе проектирования и строительства говорил начальник отдела маркетинга ГК «ЮПХ» Вадим Прохоров. Компания также является отечественным производителем и занимается разработкой и производством аналитического и досмотрового оборудования.
Среди представленных и зарекомендовавших себя решений – уникальная система по комплексному определению угроз, решающих огромный ряд задач «Сегмент-Гамма». Одна стойка охватывает весь спектр задач в области обеспечения транспортной безопасности. Новинка – Автоматический газоанализатор «Сегмент» с досмотровым рецептором – новый уникальный прибор, разработанный компанией ЮПХ – первая полностью автоматическая система обнаружения опасных химических агентов и следов взрывчатых веществ без расходных материалов.
Выход в поиске обходных путей?
О проектировании ОТБ ОТИ в условиях импортозамещения рассказал главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД ООО «ВТМ дорпроект» Роман Фроликов. Он поддержал тезис о том, что российские технологии в микроэлектронике отстают от мирового уровня и говорить о стопроцентном импортозамещении оборудования ТСОТБ в настоящий момент не приходится.
Выход из сложившейся ситуации проектировщики находят в применении оборудования производства «дружественных» стран, а также параллельном импорте. Сегодня для них уже не новость отклонение проектов в связи с использованием импортного оборудования. Доводы о том, что на рынке аналогов нет, никого не устраивают. Проектировщики находят решение, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» и говоря, что производитель не входит в этот список. При этом констатируют, что поставки действительно задерживаются, а производители не дают полную гарантию соблюдения сроков.
Еще один вариант выхода из ситуации – применение технологии параллельного импорта, когда отсутствуют иные варианты, – считает Роман Фроликов. Это дольше и дороже, но возможно.
По мнению эксперта, сейчас целесообразно предусматривать в проектах оборудование ОТБ как отечественного, так и импортного производства (независимо от отсутствия страны в списке недружественных стран). Главное условие – реальная возможность его поставки на российский рынок, а также имеющийся сертификат транспортной безопасности согласно требованиям ПП РФ 969.
Минпромторг России проблемы отрасли видит
В дискуссии также принял участие ведущий консультант отдела развития цифровой инфраструктуры Департамента цифровых технологий Минпромторга России Александр Апостолов. Он сообщил, что все проблемы регулятор видит и принимает необходимые меры. Так недавно одобрена программа по развитию радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Микроэлектроника туда тоже входит. Министерством также активно поддерживаются инициативы предпринимательского сообщества. Проводятся конкурсы, выдаются гранты.
В сложных ситуациях, когда не получается использовать отечественные решения, в исключительных случая разрешено применять импортное оборудование. Но такое решение необходимо обосновать и согласовать в профильном министерстве. Так, Минтранс России Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 наделен полномочиями по согласованию закупок иностранного ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующих в сфере транспорта.
Аналогичные полномочия в своей отрасли получили Минздрав, Минобрнауки, Минцифры, Минфин, Минэнерго, Минпромторг России.
Экспертная сессия показала, что в отрасли идет активный поиск решений по импортозамещению. Одни выбирают отечественное оборудование, другие ищут пути обхода. Самое важное в погоне за поиском решений – не потерять связь с реальностью и обеспечить комплексную безопасность нашей страны.