При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Обзор вебинара
«ОТБ на этапе проектирования в условиях импортозамещения»
Эфир состоялся 29 сентября 2022 года

ИА «Эксперты безопасности» открывает серию экспертных обсуждений с онлайн-трансляцией для специалистов в сфере транспортной безопасности. Тема первого круглого стола посвящена обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) на этапе проектирования и строительства в условиях курса на импортозамещение.


В современной геополитической ситуации актуальность приобретают вопросы снижения зависимости от технических средств и программных комплексов обеспечения транспортной безопасности иностранного производства и перехода на отечественные аналоги.


В качестве экспертов к участию приглашены представители Главгосэкспертизы России, агентств по видам транспорта, образовательных и проектных организаций, застройщики и эксплуатанты объектов транспортной инфраструктуры, производители сертифицированных технических средств ОТБ.


Темы к обсуждению:

  • Совершенствовании нормативного, методического обеспечения, регулирующего вопросы транспортной безопасности на этапе проектирования.
  • Практика реализации ПП РФ 2418: какие выводы сделаны.
  • Вопросы перепроектирования и корректировки документации для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), которые не успели построить.
  • Вопросы экспертизы ОТБ ОТИ.
  • Избыточность проектных решений: особенности составления технического задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры: как избежать?
  • Рынок технических средств безопасности в условиях санкций: возможности или проблемы.
  • Как быстро и безболезненно перейти на импортозамещение в отрасли систем безопасности для обеспечения транспортной безопасности.

В ходе вебинара планируется обозначить самые актуальные для отраслевого сообщества темы, которые войдут в повестку деловой программы очной конференции «Обеспечение транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства», запланированной на 25 октября текущего года в Москве.

«Целесообразно, чтобы оборудование работало на российском софте, даже если изготовлено за рубежом. Кроме того, необходимо исключить из реестра агентств уже полученные сертификаты на ТСОТБ, произведенные недружественными странами. И, наконец, полностью запретить поставку оборудования тех компаний, которые покинули, приостановили деятельность, поддержку и гарантийное обслуживание продукции на территории России и отказываются обеспечивать свою продукцию российским софтом», – резюмировал спикер.

Готовы поставлять отечественные решения

О комплексных решениях по обеспечению антитеррористической, химической и биологической безопасности ОТИ на этапе проектирования и строительства говорил начальник отдела маркетинга ГК «ЮПХ» Вадим Прохоров. Компания также является отечественным производителем и занимается разработкой и производством аналитического и досмотрового оборудования.


Среди представленных и зарекомендовавших себя решений – уникальная система по комплексному определению угроз, решающих огромный ряд задач «Сегмент-Гамма». Одна стойка охватывает весь спектр задач в области обеспечения транспортной безопасности. Новинка – Автоматический газоанализатор «Сегмент» с досмотровым рецептором – новый уникальный прибор, разработанный компанией ЮПХ – первая полностью автоматическая система обнаружения опасных химических агентов и следов взрывчатых веществ без расходных материалов.

Выход в поиске обходных путей?

О проектировании ОТБ ОТИ в условиях импортозамещения рассказал главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД ООО «ВТМ дорпроект» Роман Фроликов. Он поддержал тезис о том, что российские технологии в микроэлектронике отстают от мирового уровня и говорить о стопроцентном импортозамещении оборудования ТСОТБ в настоящий момент не приходится.

Выход из сложившейся ситуации проектировщики находят в применении оборудования производства «дружественных» стран, а также параллельном импорте. Сегодня для них уже не новость отклонение проектов в связи с использованием импортного оборудования. Доводы о том, что на рынке аналогов нет, никого не устраивают. Проектировщики находят решение, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» и говоря, что производитель не входит в этот список. При этом констатируют, что поставки действительно задерживаются, а производители не дают полную гарантию соблюдения сроков.

Еще один вариант выхода из ситуации – применение технологии параллельного импорта, когда отсутствуют иные варианты, – считает Роман Фроликов. Это дольше и дороже, но возможно.


По мнению эксперта, сейчас целесообразно предусматривать в проектах оборудование ОТБ как отечественного, так и импортного производства (независимо от отсутствия страны в списке недружественных стран). Главное условие – реальная возможность его поставки на российский рынок, а также имеющийся сертификат транспортной безопасности согласно требованиям ПП РФ 969.

Минпромторг России проблемы отрасли видит

В дискуссии также принял участие ведущий консультант отдела развития цифровой инфраструктуры Департамента цифровых технологий Минпромторга России Александр Апостолов. Он сообщил, что все проблемы регулятор видит и принимает необходимые меры. Так недавно одобрена программа по развитию радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Микроэлектроника туда тоже входит. Министерством также активно поддерживаются инициативы предпринимательского сообщества. Проводятся конкурсы, выдаются гранты.


В сложных ситуациях, когда не получается использовать отечественные решения, в исключительных случая разрешено применять импортное оборудование. Но такое решение необходимо обосновать и согласовать в профильном министерстве. Так, Минтранс России Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 наделен полномочиями по согласованию закупок иностранного ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующих в сфере транспорта.


Аналогичные полномочия в своей отрасли получили Минздрав, Минобрнауки, Минцифры, Минфин, Минэнерго, Минпромторг России.


Экспертная сессия показала, что в отрасли идет активный поиск решений по импортозамещению. Одни выбирают отечественное оборудование, другие ищут пути обхода. Самое важное в погоне за поиском решений – не потерять связь с реальностью и обеспечить комплексную безопасность нашей страны.

Партнерами вебинара выступили
Компания «ЮПХ»
ООО «Аргут»