На итоговом вебинаре, который стал завершающим онлайн-мероприятием нашего агентства в текущем году, эксперты говорили о главном – о людях, занятых в отрасли ТБ и проблемах, напрямую связанных именно с человеческим ресурсом. В числе обсуждаемых тем: вопросы подготовки отраслевых кадров, несовершенство нормативной базы, анализ правоприменительной практики новых регламентов аттестации сил ОТБ и аккредитации юрлиц в качестве ПТБ и, конечно, всех без исключения интересующий вопрос – перспективы принятия долгожданного профессионального стандарта.
Актуальность темы вебинара подтверждает тот факт, что на состоявшейся в ноябре в рамках «Транспортной недели» конференции Департамента транспортной безопасности Минтранса России заместитель министра транспорта РФ Евгений Филиппов сделал акцент именно на социальной значимости отрасли ТБ, дающей сегодня занятость сотням тысяч граждан по всей стране.
Сомодератором дискуссии выступил Константин Белоусов, кандидат технических наук, эксперт в области транспортной безопасности, хорошо знакомый с нюансами работы подразделений транспортной безопасности изнутри.
Высокую планку дискуссии задал первый доклад Геннадия Денисюка, начальника Аналитического центра Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен». Безопасность столичного метро сегодня обеспечивают более 10 тысяч сотрудников, преимущественно это инспекторский состав. Порядка 500 досмотровых зон расположены не только в метро, но и на МЦК, автовокзалах и речных причалах.
Подготовка кадров является приоритетом предприятия, а в собственном учебном центре готовят специалистов по всем видам транспорта, кроме воздушного. По мнению эксперта, для государственных и муниципальных предприятий было бы целесообразно готовить работника «под ключ». Но существующая нормативная база не позволяет образовательным организациям выступать и в качестве аттестующих.
Это мнение поддержала Марина Жарикова, начальник УЦТБ РАПС ФГБОУ ВО «Российский Университет транспорта (МИИТ)». Эксперт считает, что итоговая аттестация, проводимая по окончании обучения и при выполнении определенных условий, могла бы использоваться и для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
О том, что следующий год может максимально приблизить отрасль к принятию профессионального стандарта, говорил в своем выступлении Сергей Лисин, руководитель проекта ТПП РФ «Транспортная безопасность», замруководителя подкомитета по транспортной безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, заместитель гендиректора Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ. Он отметил, что важным этапом на этом пути стал Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», в который включена профессия «инспектор подразделения транспортной безопасности».
Эксперт подчеркнул, и с этим трудно не согласиться, что работник ПТБ сегодня – это очень рискованная и опасная профессия, которой при этом не существует, а значит нет и никаких механизмов социальной защиты людей, выполняющих данную работу. Поэтому в планах экспертного сообщества выйти с инициативой в Правительство РФ о возможности ее включения в один из списков особо опасных видов профессиональной деятельности, что в результате даст людям повышенный уровень социальных гарантий, государственное страхование жизни и здоровья и другие преимущества.
Об основных принципах формирования типового положения о Подразделении транспортной безопасности на воздушном транспорте говорил в своем докладе Эдуард Иванов, начальник службы авиационной безопасности БУ РК «Аэропорт Петрозаводск». В связи с вступлением с 1 марта 2024 года в силу поправок в ФЗ-16, направленных на гармонизацию авиационной и транспортной безопасности, у авиаотрасли возникает резонное беспокойство в свете образовавшихся пробелов в нормативной базе.
Подробному анализу новаций в НПА, а также рациональным и реалистичным предложениям по их совершенствованию было посвящено выступление Александра Олейника, заместителя директора по транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», вызвавшее живой отклик и поддержку среди коллег в чате трансляции. Кстати, на днях уходит в печать новый номер журнала «Эксперт транспортной безопасности», в котором будет опубликован материал эксперта, а также с проделанной им фундаментальной работой вы можете ознакомиться и на нашем сайте.
Представители Ассоциации «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» Ирина Джабуа и Юлия Чеснокова поделились практическими аспектами, возникающими при реализации нового порядка аттестации сил ОТБ и аккредитации юрлиц в качестве ПТБ, отметив несомненные плюсы, которые дает возможность подачи документов дистанционно.
Среди тем, которых в большей или меньшей степени касались все спикеры, был вопрос избыточности числа категорий аттестации и возможность их сокращения, а также до сих пор нерешенный вопрос по единообразию требований к медицинским справкам и возникающие при этом проблемы с подачей документов.
Представители компаний БайтЭрг, «Аргут» и «ЮПХ», выступивших партнерами вебинара, представили аудитории свои технологии и решения, необходимые в ответственной работе специалистов, стоящих на первом рубеже защиты транспортного комплекса страны.