При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Учебный центр аэропорта Шереметьево: здесь обучают профессионалов

Экскурсию по одному из самых крупных учебных центров нашей страны для читателей журнала «Эксперт транспортной безопасности» провел директор Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности Егор Бутов.

С начала этого года программы Учебного центра АО «Шереметьево Безопасность» освоили почти 900 специалистов, отвечающих за обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) разных воздушных гаваней нашей страны и 1,5 тысячи штатных сотрудников.


Почти 20 лет подготовка и переподготовка сотрудников АО «Шереметьево Безопасность» основное направление деятельности учебного центра. За это время обучение здесь прошли более 50 тысяч специалистов по авиационной и транспортной безопасности. Здесь проходили тренинги сотрудники правоохранительных структур, задействованные в мероприятиях по обеспечению антитеррористической безопасности при проведении последних знаковых международных спортивных мероприятий, проходивших в нашей стране: зимних Олимпийских, Паралимпийских игр − 2014 и чемпионата мира по футболу − 2018.


Каждый кандидат, связывающий свою будущую профессию с обеспечением транспортной (авиационной) безопасности, обязан пройти обучение и быть аттестован. Курс будет зависеть от специализации, но в целом состоит из теоретической подготовки, отработки практических навыков и работы на тренажёрах.


Портрет потенциального специалиста

Что касается требований, которые предъявляются к кандидатам, то это прежде всего возраст − старше 18 лет, образование не ниже среднего профессионального, а также отсутствие ограничений, не позволяющих стать сотрудником ПТБ.


Егор Бутов:

Сегодня наиболее востребована начальная подготовка инспекторского состава, профессиональная подготовка по предполётному досмотру багажа, груза, почты, бортовых запасов и пассажиров. Обучаем перронному контролю, досмотру воздушных судов и сотрудников аэропортов. Есть курсы профподготовки в области транспортной безопасности по досмотру, дополнительному досмотру и повторному досмотру для выполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16). Также есть курсы для руководящего состава.

Последнее ноу-хау центра, так скажем, положительное последствие пандемии, вынудившей многих из нас перейти на дистанционный формат многих действий, – создание учебных компьютерных программ. Видеотренажёры разработали для отработки практических навыков. Всего их шесть.

Довести навыки до автоматизма

Инспектор досмотра за смену видит тысячи лиц. И основной функционал, того, кто проверяет пассажиров, – сличить данные паспорта с посадочным талоном и идентифицировать личность того, кто их предъявляет. Тренажёр помогает на практике довести умения до автоматизма. Быстро проанализировать информацию из трёх источников и подтвердить верность данных, нажав правильную кнопку. В повседневной деятельности такой навык поможет не допустить на борт воздушного судна злоумышленника, скрывающегося под маской другого пассажира.

Примерно таким же образом устроен тренажёр по досмотру персонала и перронному контролю. С той разницей, что данных немного больше. Полученные навыки также послужат делу ОТБ. Ведь основная задача сотрудников при контрольно-досмотровых мероприятиях исключить неправомерный доступ в зону ОТБ посторонних.


Кого научат профайлингу

Особенный электронный тренажёр придумали и для тех, кто обучается профайлингу. Базовая программа комплекса методик для составления психологического портрета человека и определения искренности его намерений в учебном центре работает не первый год. Специалист по профайлингу во время беседы или визуального контакта способен оценить, спрогнозировать поведение человека и продумать, как себя с ним вести.

В учебном центре каждый выпускник получает навыки профайлинга и отрабатывает их на видеотренажёре. Тренажёр максимально приближен к реальным условиям, когда инспектору досмотра необходимо держать в памяти информацию и постоянно применять её на практике. С первого раза успешно пройти все этапы на тренажёре невозможно. Для этого нужно тренировать определенные навыки, видеть значимые детали лица, а не одежды, по тому, как человек легко перевоплощается, надевая более яркую куртку, отпуская усы или бакенбарды. В процессе обучения навыки опознавания лиц доводятся до автоматизма.


Программами обучения профайлингу заинтересованы авиакомпании и сотрудники правоохранительных органов. В начале года её освоили коллеги из Казахстана представители университета гражданской авиации и аэропортов. Тренажёры используются не только как элемент обучения, но и как средство контроля. Безукоризненное прохождение подобного теста с одной допущенной ошибкой и ты готов к работе.


Важно повышать квалификацию

Надо отметить, что тренинги по подтверждению квалификации сотрудники АО «Шереметьево Безопасность» проходят раз в месяц. Удовлетворительная оценка не позволит продолжить работу.

Егор Бутов:

Обучение состоит из нескольких этапов. Сначала кандидат на должность проходит трёхдневный вводный курс, далее выходит на стажировку на 120 часов в производственное подразделение. Там, на месте получает теоретические и практические знания под контролем опытного наставника и инструктора УЦ АТБ. Далее будущий сотрудник ПТБ возвращается в учебный центр и ещё десять дней упорно учит все требования транспортной (авиационной) безопасности. Изучает действующую нормативную правовую базу и тренируется применять на практике технические средства обеспечения транспортной безопасности.

Кроме того, выпускники получают навыки общения и урегулирования конфликтов, учатся стрессоустойчивости и могут подавлять назревающие конфликты, что тоже немаловажно для всех, кто работает с людьми.

Курс общей продолжительностью почти два месяца заканчивается однодневной аттестацией по транспортной безопасности.

Преподают только практики

Преподавательский состав учебного центра целиком и полностью состоит из опытных сотрудников с не менее чем десятилетним стажем. Все преподаватели центра и сами постоянно повышают квалификацию, учатся, чтобы грамотно учить других. В числе наставников и женщины. Они будут первыми, кто не согласится с тезисом, что транспортная безопасность — удел сильного пола.

Девчонкой в 1994 году пришла в службу досмотра пассажиров Лариса Азарова. 28 лет пролетели незаметно. Лариса Николаевна от инспектора дослужилась до начальника смены, а сейчас передаёт свой опыт молодым коллегам. Она считает, что в транспортной безопасности пригодятся смелость, внимательность и дисциплина. В любом случае многое зависит от человека: кому-то комфортно, другим нет. Лариса Азарова уверена, что в профессии остаются долго те, для кого работа это призвание.

Тандем практики и теории сильная сторона учебного центра. В минувшем году обновили всё необходимое оборудование: рамки стационарного металлодетектора, досмотровые комплексы и ручные металлодетекторы. Умения отрабатываются прямо в учебном классе. Работают, пока не доведут навыки до автоматизма.


Практика и ещё раз практика

Тех, кто в учебном центре впервые, как магнит притягивает витрина с муляжами гранат, боеприпасов и других запрещённых вещей, размещённая в одной из учебных аудиторий. Все эти предметы, конечно, не были изъяты у пассажиров, но служат наглядным примером того, что злоумышленники могут попытаться пронести в здание аэровокзала, а потом и на борт воздушного судна. Почти настоящие наглядные пособия обязательно используются в процессе обучения.

Как говорят специалисты, ежегодно изымается более 500 запрещённых к провозу предметов. Есть среди них и довольно экзотичные. Много изымается электронных сигарет, которые по правилам всех авиакомпаний нельзя провозить в багаже из-за литиевых батарей. Кроме того, многие забывают, что нельзя отправлять в багаж такие батареи как отдельно, так и в качестве составной части электронной техники, их перевозят исключительно в ручной клади.

Обучающиеся тренируются выявлять запрещённые предметы на разных стадиях контроля. Мы часто не замечаем, вернее, уже не обращаем внимание, что, следуя из точки А в точку Б на воздушном транспорте, проходим тщательный контроль, который обеспечивает безопасность. Контроль начинается с привокзальной площади. Первый рубеж на входной группе. Далее предполётный досмотр после регистрации. Сотрудники ПТБ проверяют вас и вашу ручную кладь, чтобы на борт самолёта не попали запрещённые предметы и вещества. Одновременно досматривается багаж. Контроль в багажной системе аэропорта Шереметьево многоуровневый.


Не только обучение, но и аттестация

Учебный центр завершает процесс прохождения обязательных процедур как аттестующая организация. Эту хорошую новость редакции журнала сообщил Егор Бутов. В июле этого года Учебный центр ОА «Шереметьево Безопасность» получил свидетельство об аккредитации в качестве аттестующей организации.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности», вышедшем в свет в ноябре 2022 года. Кроме того, Егор Бутов выступил в качестве эксперта на состоявшемся 8 декабря вебинаре по вопросам подготовки и оснащения сил ОТБ.

Хотите получить пилотный номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности