При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Росморречфлот: реализация мероприятий по ОТБ идёт в рабочем режиме

Проведён комплекс мероприятий по оснащению объектов водного транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Особое внимание уделялось акваториям.

Согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 одной из сфер деятельности Росморречфлота является реализация Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16). В рамках закона Росморречфлот в качестве компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) наделён следующими полномочиями: аккредитация специализированных организаций в области ОТБ для проведения работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС); категорирование ОТИ и ТС (в связи с изменением законодательства сейчас категорирование ТС не проводится); ведение реестра категорированных ОТИ и ТС. Реестр ведется раздельно в отношении категорируемых, не категорируемых ОТИ, а также в отношении ТС. Росморречфлот утверждает результаты проведённой оценки уязвимости ОТИ и ТС и планы ОТБ ОТИ и ТС.


В рамках полномочий

В связи с изданием Федерального закона от 03.02.2024 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» на Росморречфлот возложены дополнительные полномочия в области ОТБ. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 671 агентство оказывает государственные услуги по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (ПТБ), аттестующих организаций, а также по аттестации сил ОТБ.



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 746 «О реализации положений главы ХI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств», Росморречфлот проводит практически аналогичные мероприятия в отношении судов и портовых средств, участвующих в международных морских перевозках. В настоящее время все суда под российским флагом имеют одобренные планы охраны и международные свидетельства об охране судна.



Росморречфлотом выполнен ряд мероприятий, без которых невозможно существование целостной системы антитеррористической защиты судов и портовых средств. В частности, налажено методическое обеспечение процесса подготовки экипажей на борту судна, определены требования по оборудованию судов системами тревожного оповещения об опасности, отлажен механизм приёма и передачи сигналов тревожного оповещения.

Оснащение ИТСОТБ морских акваторий

В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848, Росморречфлотом осуществлялись мероприятия по оснащению объектов водного транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).


Для их практической реализации в части водного транспорта было необходимо провести оснащение ИТСОТБ целого ряда акваторий морских портов и гидротехнических сооружений на внутренних водных путях, в том числе включённых в перечень критически важных и потенциально опасных объектов Российской Федерации. Для оснащения ИТСОТБ акваторий морских портов применялись аналогичные для каждого порта технические средства контроля акватории, обеспечивающие персонал Центрального поста наблюдения (ЦПН) информацией, необходимой для выполнения задач по ОТБ акватории.


ИТСОТБ акватории морского порта — это совокупность технических средств контроля, размещённых на береговой части морского порта, объединённых линиями связи с системами управления и сигнализирования, расположенными на ЦПН.


В состав технических средств контроля акватории морского порта включены следующие технические системы и средства: система сбора, обработки и передачи информации с подсистемой защиты от несанкционированного доступа; система телевизионного наблюдения; система тепловизионного наблюдения; система оперативной связи; средства отображения информации об обстановке на контролируемой акватории, получаемой от РЛС СУДС; средства бесперебойного электропитания.


В состав ЦПН включались средства: сбора и обработки информации; средства оперативной связи; приёма информации от элементов систем технического обеспечения, передачи команд управления; бесперебойного электропитания; отображения информации от средств телевизионного наблюдения; отображения информации от средств тепловизионного наблюдения; отображения информации, поступающей от РЛС СУДС; а также средства интеграции всех систем.


Оснащение ИТСОТБ комплексов судоходных гидротехнических сооружений включает в себя:


  • инженерные средства охраны, в том числе ограждение основного и локальных периметров, оборудование всех КПП средствами принудительной остановки автотранспорта, сооружений для обеспечения досмотра и т. п.;
  • систему телевизионного наблюдения, в том числе установку систем телевизионного наблюдения для контроля обстановки на всех критических элементах и в зоне ОТБ;
  • системы охранной и тревожной сигнализации (периметра и помещений), в том числе оборудование одним рубежом охранной сигнализации периметра, оборудование охранной сигнализацией критических элементов и строений зоны ОТБ;
  • систему контроля и управления доступом, в том числе установку на КПП турникетов, электромагнитных замков и считывателей бесконтактных карт на границах частей зоны ОТБ и на критических элементах;
  • систему связи, в том числе модернизацию телефонной и диспетчерской связи на территории объекта между караульным помещением, КПП, центральным диспетчерским пунктом и территориальными подразделениями силовых ведомств; объектовую систему громкоговорящего оповещения на охраняемом объекте и его территории для оперативного информирования персонала объекта, подразделения транспортной безопасности, населения о тревожном событии и обеспечения координации их действий;
  • систему охранного освещения, в том числе оборудование периметра территории СГТС и зоны ОТБ системой охранного, в том числе аварийного освещения;
  • систему резервированного питания, в том числе обеспечение оборудования ИТСОТБ электропитанием 1-й категории надёжности, необходимого номинала и мощности;
  • систему сбора, обработки и отображения информации, в том числе установку рабочих мест операторов, серверов сбора и хранения информации, видеоархива, интегрированной с защищённой системой передачи данных и информации с гидроузла в район гидротехнических сооружений, администрацию бассейна внутренних водных путей, Федеральное агентство морского и речного транспорта, территориальные подразделения МВД России, ФСБ России и Ространснадзора.


В целом, в настоящее время Росморречфлот и подведомственные ему организации справляются с поставленными задачами. Все реализуемые мероприятия проводятся по однотипному техническому заданию с использованием оборудования, позволяющего интегрировать информацию, поступающую с ИТСОТБ всех объектов, в единую систему. 

Системы передачи данных

Одной из важных особенностей оснащения является создание возможности передачи данных об актах незаконного вмешательства (АНВ) в территориальные подразделения Ространснадзора, МВД России и ФСБ России. В процессе реализации Комплексной программы такими ИТСОТБ оснащены 44 акватории морских портов и 61 комплекс судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях РФ.


В соответствии с подпрограммами «Морской транспорт» и «Речной транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы» проведены работы по оснащению современными ИТСОТБ 13 акваторий морских портов и 4 ОТИ внутреннего водного транспорта. В рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации  от 11.08.2014 № 790, в 2019 году завершено оснащение пяти акваторий морских портов Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь.


В целях совершенствования законодательства о транспортной безопасности в 2019 году был принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (ФЗ-270). Законом внесён ряд существенных изменений в ФЗ-16. Так, исключена необходимость проведения категорирования транспортных средств, оценки их уязвимости и разработки планов ОТБ.


В соответствии с п. 1.1 ст. 9 ФЗ-270 субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) в отношении ТС, за исключением судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, в настоящее время разрабатываются и утверждаются паспорта ОТБ ТС. 

Также ФЗ-270 предусмотрено, что оценка уязвимости морского судна является оценкой охраны морского судна, а план ОТБ является соответственно планом охраны этого морского судна.


Гармонизированные меры по обеспечению транспортной безопасности и охраны на море, включаемые в планы ОТБ, одновременно являющимися планами охраны, позволяют судовладельцам, и в целом по стране, выполнять свои международные обязательства. Такие меры позволяют сформировать, в том числе из состава членов экипажа, соответствующее подразделение для защиты судна от АНВ, то есть от происшествий, связанных с охраной, обеспечить подготовку персонала в области ТБ и охраны на море, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы, включая контроль мест доступа на судно, в том числе путём привлечения для этих целей объектового подразделения, проведение досмотра в целях обнаружения запрещённых или ограниченных для перемещения на морское судно предметов и веществ, оснащение судов техническими средствами ОТБ и охраны и т. д. Перечисленные меры содержатся как в законодательстве о ТБ, так и в международных договорах РФ в области охраны на море.


В настоящее время Правительством Российской Федерации и Минтрансом России завершено издание соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих данные процессы.

В частности, данные меры в отношении категорируемых ОТИ, объектов, которые не подлежат категорированию, а также в отношении ТС морского и внутреннего водного транспорта закреплены в требованиях по ОТБ, утверждённых тремя самостоятельными постановлениями Правительства РФ.


В целях совершенствования деятельности в области ОТБ основной задачей Росморречфлота является их исчерпывающая практическая реализация.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности», вышедшем в свет в ноябре 2022 года. А на прошедшем 8 декабря вебинаре о подготовке новых отраслевых НПА, а также о последних изменениях в процессах аттестации сотрудников СОТБ рассказал коллегам заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов.

Хотите получить пилотный номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности