При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
СТИ нужна продажа жизненного цикла дорогостоящего оборудования для ОТБ


Об особенностях организации технического обслуживания ТСОТБ в Казанском метрополитене журналу «Эксперт транспортной безопасности» рассказал Дамир Гарифзянов, заместитель начальника Отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс».

Дамир Альбертович, расскажите, каким образом в МУП «Метроэлектротранс» г. Казани решаются вопросы выполнения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности?


Деятельность муниципального унитарного предприятия имеет свою специфику. Основная наша задача – перевозка пассажиров в Казани по фиксированным тарифам, в том числе обслуживание льготной категории граждан. Снижение себестоимости поездки и повышение эффективности – вот ключевые факторы, влияющие на всю нашу деятельность, в том числе и по вопросам эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ). В тарифе на проезд пассажира такой составляющей, как обеспечение безопасности, сегодня не предусмотрено.


В настоящее время МУП «Метроэлектротранс» эксплуатирует весь перечень ТСОТБ, рекомендованный 11 Центром ФСБ России при оснащении метрополитенов по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р (далее – Комплексная программа) в 2011–2013 годах.


Из всего комплекса ТСОТБ в разряд самых необходимых и значимых для субъекта транспортной инфраструктуры метрополитенов я бы отнёс досмотровое оборудование. Причём значимость и порядок их применения определён приказом Минтранса России от 07.09.2020 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» с учётом трагического опыта в г. Санкт-Петербурге.


Первое обследование объектов досмотра на входе в досмотровую зону проводится с помощью стационарных металлодетекторов и средств радиационного контроля. При наличии ручной клади, багажа используются стационарные рентгенотелевизионные установки.

Какими документами регламентируется проведение технического обслуживания ТСОТБ в МУП «Метроэлектротранс»? Есть ли, на ваш взгляд, необходимость во внесении поправок или разработке дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы? При выборе ТСОТБ учитываете эксплуатационные услуги?


Техническое обслуживание стационарного досмотрового оборудования в МУП «Метроэлектротранс» проводится специалистами Дирекции информационных технологий и связи в соответствии со сроками и объёмами, установленными в инструкциях по эксплуатации и обслуживанию СДО.


По нашему мнению, принятие или дополнение нормативных правовых актов в сфере ОТБ приведёт к ещё большей зарегулированности, поскольку каждая последующая норма потребует введения новой. Мы достаточно долго идём в этом направлении, с 2007 года. Достаточно вспомнить, сколько внесено изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), чтобы дополнительно отрегулировать то или иное направление. «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры», прямо указывает ч. 1 ст. 4 ФЗ-16. На наш взгляд, этой фразы вполне достаточно для решения всех задач.


Дополнительное регулирование этой деятельности отрицательно отразится на эффективности работы предприятия за счёт затрат на обслуживание СДО в сторонней организации, и к тому же у монополиста. Рынок отрегулирует все вопросы самостоятельно. Как только техническое обслуживание станет дешевле у стороннего поставщика, предприятие сделает заказ у него.


При этом в ближайшей перспективе мы не увидим удешевления услуг по техобслуживанию в регионах. Всё дело в объёмах по обслуживанию техники. Яркий тому пример автотранспортная отрасль. Выросло количество автомобилей, выросло и количество сервисов, началась конкурентная борьба за стоимость обслуживания и качество услуг. Потребителю, конечно, необходимо учитывать один из главнейших факторов эксплуатационные расходы, но для этого на рынке должно быть представлено многообразие продукции.


Метрополитены закупили СДО за счёт средств Комплексной программы. Рынок ТСОТБ для железнодорожного транспорта и метрополитена в то время только формировался. Естественно, речь ни о каком выборе не шла. Покупали то, что предлагалось на рынке. Сегодня ситуация изменилась. Даже несмотря на введённые санкции в отношении России на рынке досмотрового оборудования есть предложения от отечественных производителей. Причём зачастую производители готовы предложить опытную эксплуатацию своей продукции, внедряются новые разработки, снижающие себестоимость оборудования.


Так, наше предприятие тесно взаимодействует с АО «Казанский электротехнический завод» и планирует осуществить опытную эксплуатации стационарных рамок металлодетекторов этого завода на Казанской станции метрополитена. Причём продукция разработана с техническими характеристиками, позволяющими его в дальнейшем сертифицировать по транспортной безопасности.

Как на предприятии организовано техническое обслуживание ТСОТБ, и кто может быть допущен к осуществлению технической поддержки и обслуживанию ТСОТБ?


Мы полагаем, что послегарантийное обслуживание стационарного досмотрового оборудования должны осуществлять специалисты, которые выполняют эту работу недорого и качественно. В нашем случае, это специалисты МУП «Метроэлектротранс». Это и есть оптимизация. Выполняя посильную работу своими силами, мы не отвлекаемся на закупку услуг. К тому же, при проведении закупочных процедур, зачастую низкая цена становится решающим фактором. Опыт показывает, что такой выбор не всегда означает качество и существует вероятность столкнуться с монополистом на рынке. Для небольших субъектов транспортной инфраструктуры вполне достаточно, если производители оказывают консультационную техническую поддержку и продажу запасных частей.


Сегодня мы эксплуатируем ТСОТБ до достижения ими предельного состояния, когда ремонт невозможен или экономически нецелесообразен. Главное правило – продление ресурса не должно оказывать влияние на безопасность персонала или пассажиров. В целях безопасной эксплуатации ТСОТБ, имеющих источники ионизирующего излучения, проводится индивидуальный и производственно-дозиметрический контроль с оформлением радиационно-гигиенического паспорта на каждое изделие ежегодно. Этого, я считаю, вполне достаточно.


Что должны учесть производители, инсталляторы и компании, обслуживающие ТСОТБ?


Субъектам транспортной инфраструктуры, прежде всего, нужна продажа жизненного цикла дорогостоящего оборудования. Необходима и бесплатная утилизация оборудования, содержащего источники ионизирующего излучения. Наличие развитой системы услуг по продаже запасных частей ТСОТБ тоже будет иметь значение. И конечно, решающее значение имеет, когда субъект может просто по средствам коммуникаций проконсультироваться у производителя, как оптимальнее всего устранить неисправность, настроить оборудование.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности». Кроме того, в качестве эксперта Дамир Гарифзянов примет участие в первом в 2023 году вебинаре «Рынок ТСОТБ в 2023 году: ожидания, проблемы, решения».