При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Порт «Морской фасад»: к оборудованию надо относиться по-хозяйски

Специализированные организации для обслуживания ТСОТБ стоит привлекать только в случае отсутствия специализированных знаний у штатных работников. Так считает заместитель директора по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Александр Олейник.


В условиях беспрецедентного давления на Российскую Федерацию со стороны мировых недружественных нам государств все отрасли столкнулись с необходимостью поиска новых источников финансирования, позволяющих сохранить квалифицированный персонал. В связи со снижением пассажиропотока и туристического трафика многие субъекты транспортной инфраструктуры работают в условиях жесточайшей экономии денежных средств, снижения и обоснования каждой статьи расходов.


В основе выбора ─ жизненный опыт

Процедуры проведения технического обслуживания технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) в АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» осуществляются в соответствии с внутренними регламентами проведения технического обслуживания, которые разрабатывались на основании рекомендаций производителей оборудования.


Нормативно-правовое регулирование в сфере технического обслуживания ТСОТБ находим недостаточным. Законодательством Российской Федерации указанная сфера деятельности не регламентирована, обязательные требования к техническому обслуживанию ТСОТБ отсутствуют, что приводит к необходимости каждому субъекту в этой части по-разному подходить к вопросам обслуживания ТСОТБ. Можно сказать, изобретать колесо, которое не всегда имеет идеально круглую форму.


Считаем необходимым издание соответствующих нормативных актов, регламентирующих, в том числе, условия гарантийного и постгарантийного обслуживания, а также количество и частоту сервисных регламентов.


Как уже отмечалось, без закреплённых в законодательстве единых требований и подходов каждый субъект по своему усмотрению выбирает сценарий работы с ТСОТБ. Кто-то предпочитает более дешёвый вариант, другие гонятся за престижем владения продукцией известных брендов. Для нас этот выбор был сделан на основании жизненного опыта многих поколений. «Скупой платит дважды» ─ гласит народная мудрость, поэтому для получения максимального положительного эффекта от эксплуатации оборудования мы обращаем внимание на оборудование известных в отрасли брендов, бесперебойно работающее длительное время. Таким образом, получаем гарантированную экономию денежных средств, которые могли быть потрачены на ремонт и обслуживания более дешёвого оборудования неизвестных на рынке производителей.


При принятии решения о выборе той или иной компании, учитываем наличие широкой сети сервисных центров у производителя/инсталлятора ТСОТБ, считая это важным критерием.


Отмечу, что законодательство Российской Федерации в области закупок товаров и услуг активно поддерживает позицию выбора поставщика, предлагающего услуги более низкой стоимости. Но дёшево ─ не всегда качественно. Тут важно подходить к каждой закупке индивидуально, внимательно изучая характеристики товара, а также просчитывая все возможные риски.

Обслуживание своими силами

На наш взгляд, к осуществлению технической поддержки и обслуживания ТСОТБ должны быть допущены штатные работники предприятия, прошедшие обучение и получившие соответствующие сертификаты. Как бы парадоксально это ни звучало, такая мера значительно повысит качество выполняемых работ, а также будет способствовать сокращению расходов на обслуживание ТСОТБ и снижению времени реагирования на их неисправность. Следует понимать, что когда речь идёт о выполнении обслуживания ТСОТБ, важно относиться к ним по-хозяйски, как к своему, тогда начинаешь считать деньги предприятия и по возможности исключаешь из бюджета расходы на работы, которые можно выполнить силами штатных сотрудников.


Исходя из приведённой концепции, полагаем, что специализированные организации для обслуживания ТСОТБ следует привлекать только в случаях, когда по каким-либо причинам получение специальных лицензий и сертификатов штатными работниками вызывает затруднение либо требует больших временных затрат. В то же время мы не стесняемся привлекать сторонних специалистов, для чего, в период действия гарантийного срока на установленные ТСОТБ, активно используем гарантийные обязательства производителя/инсталлятора ТСОТБ.


В АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» техническое обслуживание ТСОТБ ведётся в основном собственными силами. Так, работники порта обслуживают технические системы и средства охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, оповещения, контроля и управления доступом. Исключение составляет досмотровое оборудование, техническое обслуживание которого, учитывая его сложность и специфику, осуществляется специализированной организацией.


В настоящее время, в условиях вынужденного «простоя» предприятия, связанного с отсутствием навигации, считаем сокращение как эксплуатационной нагрузки оборудования, так и штата обслуживающего персонала наиболее допустимыми методами оптимизации расходов предприятия.


Поможет тарификация

В настоящее время наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением развития и совершенствования вопросов обслуживания ТСОТБ является применение автоматизированных систем управления техническим обслуживанием и активами предприятия, использование высокотехнологичных инструментов диагностического обследования, которые в комплексе с эффективным планированием и осуществлением работ позволяют минимизировать затраты на техническое обслуживание и ремонт, максимально повысить коэффициент готовности оборудования и его показатели работы.


Полагаем, что и производители, и инсталляторы, и компании, обслуживающие ТСОТБ, нуждаются в одном: единой тарификации стоимости своих услуг, которые зачастую ничем не обоснованы и завышены. При этом ни специфика вида транспорта, ни географические, климатические и иные особенности функционирования ОТИ не должны влиять на качество производимого/ внедряемого оборудования, а также на качество оказания услуг.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности».