Актуальность вопроса обусловлена противоречиями в нормативных правовых документах. Основу правового регулирования накопления, обработки и передачи данных с инженерно-технических систем транспортной безопасности составляют следующие документы: ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16); пп. 25 п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» (ПП РФ 1605); п. 9 Постановления Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» (ПП РФ 42); п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (ПП РФ 969); приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2021 № 208 «Об утверждении порядка обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральной службы по надзору в сфере транспорта и передачи таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями» (Приказ 208).
Кому передавать данные
Ключевое противоречие заключается в том, что в документах разнится перечень профильных органов, являющихся адресатами получения данных. Так, ФЗ-16, ПП РФ 1605 и Приказ 208 указывают следующих адресатов получения данных: подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ (ФСБ России), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). ПП РФ 42 приводит следующий перечень: ФСБ России, Росгвардия и Ространснадзор. Таким образом, порядок передачи данных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в ПП РФ 1605 не регулируется.
Следующим ключевым вопросом является собственно информация, которую необходимо передавать. Пункт 1 Приказа 208 указывает, что субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) должны обеспечить накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ).
Пункт 1 ПП РФ 969 указывает, что ТСОТБ включают: технические системы и средства сигнализации; технические системы и средства контроля доступа; досмотра; видеонаблюдения; интеллектуального видеонаблюдения; видеозаписи; аудиозаписи; связи, приёма и передачи информации; оповещения и обработки информации.
В таблице переведены примеры данных, передаваемых с ТСОТБ представителям уполномоченных подразделений ФОИВ.
Анализ данных таблицы указывает на избыточность, разнородность и преждевременный характер передаваемых данных. Прямая передача данных без повторного контроля со стороны сотрудников подразделений транспортной безопасности ОТИ приведёт к эффекту «белого шума».
Считаю, необходимо ограничить перечень передаваемых данных данными с технических средств видеонаблюдения (в том числе интеллектуального видеонаблюдения). Поскольку в настоящее время системы распознавания лиц зарекомендовали себя эффективными инструментами обеспечения транспортной безопасности. Оставшиеся данные достаточно было бы передавать не на постоянной основе, а на основании запросов.
Необходимо также отметить, что в системе транспортной и авиационной безопасности действует механизм оповещения об актах незаконного вмешательства (приказ Минтранса РФ от 16 февраля 2011 г. № 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах»). В указанном нормативном документе как раз и содержится необходимый функционал по передаче данных. Его, на мой взгляд, вполне достаточно.
Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности».