ООО «Новапорт Холдинг» активно участвует в развитии инфраструктуры аэропортов в России. Компания строит новые аэропорты и модернизирует существующие.
В сравнении с советским прошлым кардинально изменились стандарты аэропортового сервиса. Пассажирский терминал сегодня — это не просто помещение для обслуживания пассажиров, а, скорее, торгово-развлекательный центр со своей инфраструктурой. Понимая это, компания реализует программы реконструкции и строительства зданий аэровокзальных комплексов, обеспечивая большие площади как под реализацию технологий, так и под коммерческую деятельность.
На сегодняшний день аэропортом Толмачёво (Новосибирск) установлен новый рекорд — обслужены 8 000 000 пассажиров. Впервые в своей истории аэропорт Калининград готовится обслужить 4 000 000 пассажиров. Аэропортом Минеральные Воды уже в октябре 2023 года были обслужены 4 000 000 пассажиров.
Сегодня ведётся строительство новых зданий аэровокзальных комплексов в Ставрополе, Минеральных Водах, Воронеже. Дан старт строительству нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта Барнаул им. Г.С. Титова. Обновление ожидает аэропорты Мурманска, Магадана, Магнитогорска. И все они будут оснащены системами комплексной безопасности, обеспечивающими бесперебойное функционирование всех аэропортовых систем, а также пассажиров.
Аккредитация и сертификация
Законодательством Российской Федерации определено наличие на ОТИ аккредитованного подразделения транспортной безопасности (ПТБ), в том числе и на воздушном транспорте. Получение аккредитации — это процесс, при котором государство подтверждает наличие у юридического лица необходимых сил и средств для ОТБ.
С июня 2023 года ООО «Новапорт Холдинг» проведена серьёзная внутренняя работа по стандартизации процессов транспортной (авиационной) безопасности, а также внутреннему аудиту, благодаря чему аэропортами холдинга получено 12 аккредитаций в качестве ПТБ на воздушном транспорте. Эти события, а также наличие групп быстрого реагирования и подразделений, осуществляющих координацию сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), способствовало серьёзному повышению уровня ОТБ.
На основании Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» СТИ разрешено использовать несертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) только до 31 декабря 2023 года. Сертификация ТСОТБ — процесс, сравнимый с аккредитацией в качестве ПТБ, при котором государство подтверждает соответствие параметров предъявляемых технических средств установленным нормам. Как известно, сертификация проводится в рамках постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (ПП РФ 969). ООО «Новапорт Холдинг» собрана полная статистика наличия ТСОТБ в аэропортах и проработаны вопросы, связанные с их сертификацией при наличии технической возможности, а также вопрос замены техники. Благодаря этой работе в скором времени во всех аэропортах холдинга будет использоваться только сертифицированное оборудование.
Транспортная и авиационная безопасность
Сегодня вопрос обеспечения авиационной и транспортной безопасности как никогда ранее является приоритетным и важным. При этом за последние два года появились новые вызовы, требующие комплексных подходов.
Основными целями по ОТБ в аэропортах холдинга являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства (АНВ). Все аэропорты имеют утверждённые Федеральным агентством воздушного транспорта Планы ОТБ в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Также нами прорабатываются концепции развития транспортной безопасности (ТБ) в холдинге, в которых учитываются как действующие требования по ТБ, так и возможные решения, которые, на наш взгляд, дополняют имеющиеся требования.
Обеспечение безопасности в аэропортах — непростая задача. И последние два года — особенно сложные, так как проходят в период специальной военной операции, в связи с чем изменилась оперативная обстановка и появились дополнительные особенности, в том числе закрытые для полётов аэропорты в непосредственной близости к государственным границам (Белгород, Воронеж, Элиста). Особую тревогу вызывает аэропорт Белгород, находящийся в приграничной зоне. Это создаёт особенные сложности при ОТБ и накладывает повышенную ответственность, так как потенциальная угроза здесь вполне реальна.
Согласно официальным данным, с октября 2022-го по май 2023 года в аэропорту Белгород совершены два АНВ. В первом случае территория аэропорта подверглась обстрелу с воздуха. Благодаря превосходным действиям ПВО МО РФ удалось избежать критических последствий, и всего лишь на одном из участков периметрового ограждения поверх бетонной плиты были повреждены колючая проволока «Егоза» и кабель сигнализации. Эти повреждения были оперативно устранены, и функционирование объекта транспортной инфраструктуры продолжено в прежнем режиме.
Во втором случае в контролируемой зоне аэропорта упало беспилотное воздушное средство. По результатам падения БВС пострадавших и повреждений не имелось, тип аппарата не уточняется.
Новая угроза — БВС
Применение БВС для саботажа и попыток совершения АНВ являются общемировой проблемой. К сожалению, в нашей стране на сегодняшний день в отношении БВС не имеется конкретных законодательных документов для действий СТИ при обнаружении БВС возле зоны транспортной безопасности (ЗТБ) ОТИ, в непосредственной близости к ЗТБ, при пересечении ЗТБ аэропорта.
При проведении расчёта вероятности осуществления потенциальных угроз для СТИ имеется утверждённый приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134 перечень потенциальных угроз совершения АНВ, который включает в себя 9 угроз:
По большому счёту, БВС является способом доставки того или иного материального объекта, и условно угрозу воздействия БВС можно отнести к потенциальным угрозам взрыва; угрозам размещения на ОТИ взрывных устройств; угрозам взрыва критического элемента ОТИ.
По принципу полёта БВС можно разделить на: устройства вертолётного типа (мультикоптерные); самолётного типа; аэростатического типа. По взлётной массе БВС делят на: до 5 кг (микро); от 5 до 100 кг (лёгкие); от 100 до 300 кг (средние); от 300 до 500 (средне тяжёлые); более 500 кг (тяжёлые). Представляется, что регулятору необходимо в первую очередь определить, с каким конкретным видом БВС при доставке потенциально опасных материальных веществ нужно бороться СТИ и какие возможные сценарии с применением БВС являются более вероятными. Если будет известно, от какого типа БВС необходимо обеспечивать защиту СТИ, то все остальные подзаконные акты будут выверены под конкретную задачу. Хочу отметить, что профессиональное сообщество находит необходимым внесение изменений в ПП РФ 969 относительно внедрения технических параметров средств обнаружения и воздействия на БВС.
На мой взгляд, СТИ будет иметь возможность защиты ОТИ от одиночного микроБВС вертолётного типа. В остальных же случаях действенной мерой противодействия является применение систем противовоздушной обороны Министерства обороны Российской Федерации.
Как защититься от БВС?
Хотелось бы отметить, что мы сейчас ведём разговор о следствии. Изначально же проблемой применения БВС вертолётного типа является их доступность и лёгкость конструкции. Для защиты от них можно, например, приравнять БВС к запрещённым гражданским устройствам и, как меру воздействия, установить контроль за оборотом БВС, а по возможности — и их комплектующих, разрешить использование БВС только юридическим лицам в коммерческих целях.
Существует любительское исследование о влиянии существующих систем противодействия БВС, испытываемых на популярной модели гражданского квадрокоптера относительно нашей классификации категории микро. В рамках исследования применялись три меры воздействия: устройство радиоэлектронной борьбы (РЭБ), «противодроновое ружьё» и популярное в российской армии автоматическое оружие. Результаты исследования следующие.
Устройство РЭБ по принципу действия создаёт радиопомехи и тем самым изменяет качество испускаемой информации радиопередатчиками и получаемой радиоприёмником в конкретном радиусе. Применение РЭБ никакого влияния на связь между квадрокоптером и оператором манипулятора не оказало.
«Противодроновое ружьё» по принципу действия излучает направленный концентрированный поток волн с частотой обычно 2,4 и 5 Гц. Применение такого ружья приводит к разрыву связи между дроном и манипулятором, но при этом, благодаря заложенным в дроне программным алгоритмам, он возвращается в последнее место его взлёта. Таким образом, у оператора имеется большое количество попыток совершения АНВ.
Что касается воздействия на дрон автоматического оружия, то, по заверению участников исследования, на расстоянии 200 метров его практически не видно, поразить цель удалось только на дистанции в 50 метров.
Из исследования следует вывод, подтверждающий первичные предположения: для успешного решения задачи по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры необходимы нормативные правовые акты, регламентирующие способы защиты от БВС.
Использование БВС в гражданской авиации может сильно стимулировать отрасль к развитию, так как сама услуга по перевозке станет дешевле и снизит влияние человеческого фактора.
Данный материал размещен в №3 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.