Современная история ЕАЭС берет начало в 2010 году с образования Таможенного союза (ТС) Беларусью, Казахстаном и Россией. В 2012 году страны ТС договорились углубить интеграцию, положив начало функционированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Тогда же, с 2012 года, заработал впервые созданный единый наднациональный регулирующий орган ТС и ЕЭП — Евразийская экономическая комиссия.
Переход на более высокий уровень интеграции между странами был не прост. Тем не менее, несмотря на разные подходы и многоуровневые дискуссии, государства — члены и Комиссия успешно в совместной работе согласовали подходы к развитию интеграции и подготовили Договор о Евразийском экономическом союзе.
Договор был подписан 10 лет назад, 29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета. Это основополагающий документ, в котором систематизирована вся договорно-правовая база, накопленная нашими государствами. Подписание договора стало значимым историческим событием. Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года.
Если вернуться к азам, то чем ЕАЭС отличается от других региональных объединений?
Если говорить о полноформатных интеграционных объединениях с наднациональной «надстройкой», среди которых можно отметить ЕАЭС и Европейский союз (ЕС), то сейчас можно проследить тенденцию в странах ЕС к гармонизации соотношения в еврозоне золотых запасов кнациональным ВВП в целях стабилизации экономик стран ЕС. Деятельность Союза, направленная на реализацию целей договора, уже дает ощутимые результаты. К нашей первой юбилейной дате наднациональным органам, а также национальным правительствам государств — членов ЕАЭС удалось проделать большую работу по формированию четырёх свобод, благодаря чему мы можем констатировать, что Союз состоялся.
Одним из своих приоритетов мы ставим развитие международного сотрудничества. Для нас принципиально важно повысить узнаваемость Союза в мире, усилить международный авторитет и признание ЕАЭС как системообразующей международной организации региональной экономической интеграции, одного из мировых центров силы. Комиссия активно осуществляет деятельность на международном треке в тесном взаимодействии с внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами, дипломатическими и торговыми представительствами государств — членов Союза. Потому что, в конечном счете, успехи международного сотрудничества несут благо для граждан членов Союза.
Создание Союза пришлось на сложный экономический период не просто структурного кризиса, а кризиса всей экономической парадигмы. Глобальные вызовы (научно-технический, социально-экономический, геоэкономический), трансформация мировой экономики, в том числе изменяющиеся условия мировой торговли, а также пандемия оказывали негативное влияние на функционирование и развитие Союза на протяжении всего периода его становления.
Каковы экономические выгоды от участия в ЕАЭС для стран — членов Союза? Каковы возможности для экономического роста России в рамках ЕАЭС, в частности, в условиях санкционного давления со стороны Запада?
Столкнувшись с внешними вызовами и их последствиями, Союз как существующая и функционирующая экономическая и правовая реальность сработал буфером и обеспечил более устойчивую работу экономик государств —членов ЕАЭС, существенно смягчив последствия, в том числе в кризисные периоды и пандемию, аккумулируя силы на наиболее уязвимых направлениях.
В контексте формирования единого транспортного пространства и создания общего рынка транспортных услуг, устойчивых к внешним изменениям и способных гибко обеспечивать потребности экономики в меняющихся условиях, чрезвычайно важна координация мер, рекомендаций и предписаний в области широкого спектра транспортно-логистических услуг, упрощения пересечения границ (в том числе в организационной и IT-сферах), стратегий размещения взаимно корреспондирующихся логистических центров и сквозных мультимодальных технологий.
Разработанная Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Функционирование объединенных национальных рынков как внутреннего рынка предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка.
Расскажите о целях и задачах, связанных с дальнейшим развитием интеграции в рамках Союза, в частности, с развитием транспортно-логистической сферы, гармонизацией таможенных процедур, созданием внутреннего безбарьерного рынка и т. д.
По итогам 2023 года ВВП Союза составил — 2,2 трлн долларов США, а объём взаимной торговли государств — членов ЕАЭС — 72,6 млрд долларов США. У наших государств — членов ЕАЭС высокие показатели транспортной связуемости. По протяженности автомобильных дорог Союз занимает 4-е место в мире (4,9 % от мировой доли) и составляет 1,9 млн км, по протяжённости железных дорог — 3-е место в мире (10,5 % от мировой доли) и 145 тыс. км. На территории ЕАЭС функционируют более 100 международных аэропортов, а общая протяжённость воздушных путей — 194 тыс. км. Государства — члены ЕАЭС продолжают наращивать транспортные связи между собственными регионами, между собой и с третьими странами.
Евразийский экономический союз зарекомендовал себя как значимое интеграционное объединение в мировой экономике. Являясь важной частью мирохозяйственной системы, Союз осуществляет сотрудничество со многими третьими странами и объединениями. Одним из факторов, способствующих развитию внешних торгово-экономических отношений Союза, является то, что определенные сферы его деятельности изначально регулируются с учетом мировых правил и норм, что, в том числе, закреплено в праве Союза.
В ЕАЭС разработаны и согласованы общие подходы к сотрудничеству в сфере цифровой логистики. Определён перечень приоритетных сервисов и цифровой инфраструктуры в рамках формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров. Успешно идёт тестирование национальных сегментов общего процесса. Реализуется Концепция развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств ЕАЭС. Апробируется процедура электронного таможенного транзита с применением электронных документов железнодорожной перевозки, заверенных цифровой подписью. В двустороннем сообщении железные дороги Республики Беларусь и Российской Федерации уже перевели на безбумажные цифровые технологии практически все грузовые перевозки. В 2022–2023 годах Российской Федерацией и Республикой Беларусь успешно реализован пилотный проект по трансграничному электронному обмену электронной накладной e-CMR при осуществлении международных автомобильных перевозок.
Хочу отметить ещё одно направление, по которому ведётся активная работа. В части цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем утверждён План первоочередных мероприятий (Распоряжение ЕМПС от 20.08.2021 № 17), предусматривающий повышение полноты и качества обмена электронными данными между перевозчиками, переход на юридически значимый электронный документооборот при оформлении международных перевозок по территории государств — членов ЕАЭС, построение электронного взаимодействия участников ВЭД с государственными контролирующими органами, а также электронное взаимодействие в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля. Обеспечивается реализация плана мероприятий до 2026 года (Распоряжение ЕМПС от 08.06.2023 № 10).
По итогам периода январь–август 2023 года 86 % железнодорожных грузоперевозок между Республикой Беларусь и Российской Федерацией были осуществлены по электронным накладным. В тот же период 51 % железнодорожных перевозок между Республикой Казахстан и Российской Федерацией были реализованы также по электронным накладным. При этом рост составил 19 процентных пунктов — по итогам 2022 года данный показатель соответствовал 32 %. При железнодорожных перевозках государств — членов ЕАЭС с Китаем параллельно с использованием бумажных документов осуществляется электронный обмен данными.
В сентябре 2023 года показатель достоверности данных составил 92 %, при этом в начале 2023 года данный показатель составлял 82 %. При достижении 100 % достоверности данных откроется возможность перехода исключительно на электронные документы.
В этом году мы планируем на основе международного опыта разработать и утвердить Концепцию совершенствования взаимодействия национальных интеллектуальных транспортных систем государств — членов ЕАЭС.
Происходит быстрая переориентация и диверсификация внешней торговли и форматов международного сотрудничества ЕАЭС. На протяжении длительного периода времени Европейский союз выступал одним из основных торговых партнёров ЕАЭС. С 2022 года введение ряда внешних ограничений на торговые операции с отдельными государствами — членами ЕАЭС, а также ответных экономических мер привело к масштабной перестройке транспортно- логистических цепочек и изменению географической структуры поставок государств — членов ЕАЭС во внешней и взаимной торговле.
В ЕАЭС усилилась роль внутреннего рынка, а также новый импульс получило развитие сотрудничества со странами Азии, существенно выросли поставки в Китай и Индию, в то время как доля стран ЕС серьезно сократилась. На текущий момент трансформация продолжается. Странами Союза активно реализуются меры по обеспечению технологического развития и импортозамещения за счёт создания собственных производственных мощностей.
Важнейшей долгосрочной стратегической задачей экономик стран Договора о ЕАЭС, направленной на использование географических преимуществ и реализацию транзитного потенциала стран ЕАЭС через интеграцию в мировые транспортные цепочки, является развитие инфраструктуры МТК Восток — Запад и Север — Юг. Глобальное изменение мировых логистических цепочек и их участников, происходящее в результате геополитических событий, изменило картину традиционных международных транспортных коридоров, участниками которых являются государства — члены ЕАЭС, и стало катализатором создания и развития новых транспортных путей.
Происходящие в последние годы процессы диверсификации и формирования новых логистических маршрутов позволили в 2023 году повысить эффективность действующих и наладить устойчивую работу новых транспортных маршрутов. В прошлом году ЕАЭС принят комплексный план развития евразийских транспортных коридоров. Кроме того, пополнился новыми проектами и перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств — членов ЕАЭС.
Стратегические планы евразийской экономической интеграции до 2025 года сфокусированы на создании и улучшении связанности территорий государств — членов ЕАЭС, развитии транспорта и инфраструктуры в направлениях Восток — Запад и Север — Юг, в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс — один путь». Напомню, что «Один пояс и один путь» — трансконтинентальная долгосрочная политика и инвестиционная программа, направленная на развитие инфраструктуры и ускорение экономической интеграции стран, расположенных по пути исторического Шёлкового пути.
Ряд компетенций государств — членов передан Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в наднациональное ведение. Расскажите об этих компетенциях. Входит ли в этот перечень обеспечение транспортной безопасности на территории ЕАЭС?
Для усиления кооперационного сотрудничества между государствами — членами Союза функционирует Российская промышленная зона в Экономической зоне Суэцкого канала в Египте, в которой свою деятельность могут осуществлять компании всех государств — членов ЕАЭС.
В ЕАЭС сформирована правовая основа, обеспечивающая системное выполнение обязательств государств — членов — членов Всемирной торговой организации (ВТО) в части компетенции Союза. Комиссия взаимодействует с государствами — членами в целях обеспечения исполнения национальных обязательств в ВТО в части мер ЕАЭС, а также получения Союзом статуса наблюдателя в таких органах ВТО как Комитет по техническим барьерам в торговле, Комитет по правилам происхождения, Комитет по таможенной оценке и Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам.
Договор о Союзе предусматривает, что единое таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о Союзе.
На момент начала функционирования ЕАЭС в Союзе применялось письменное таможенное декларирование с одновременным представлением таможенному органу электронной копии таможенной декларации (электронные процессы дублировали бумажный документооборот), отсутствовала возможность автоматического выпуска товаров, а подача таможенной декларации сопровождалась представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена и т. д.
В рамках функционирования ЕАЭС с января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором обобщена практика таможенного администрирования в Таможенном союзе, учтены положения международных конвенций по таможенным вопросам, обязательства государств — членов ЕАЭС в рамках Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации (ВТамО) и заложены перспективные подходы к таможенному регулированию, учитывающие современный уровень развития торговли.
Среди новых подходов, успешно функционирующих сегодня, можно отметить приоритет электронного таможенного декларирования; внедрение технологий автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров; существенное сокращение до 4-х часов сроков выпуска товаров; совершенствование института уполномоченных экономических операторов (УЭО) и многие другие. Заложенные в Таможенном кодексе ЕАЭС новации связаны с внедрением в таможенное администрирование современных электронных технологий, вытеснением бумажного документооборота, максимальной «цифровизацией» всех процессов.
Главный эффект, которого удалось достичь, — это обеспечение в рамках Союза единого таможенного регулирования за счёт комплексного правового регулирования отношений, связанных с установлением порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождением и использованием на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с таможенной территории ЕАЭС, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, порядком уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также порядком проведения таможенного контроля.
Практически полностью обновлена нормативно-правовая база в сфере таможенного регулирования: так, в период с 2015 по 2023 годы, Комиссией принято около 700 актов органов ЕАЭС.
Положения Таможенного кодекса ЕАЭС нашли свое логическое развитие в решениях Комиссии, в том числе регламентирующих вопросы применения таможенных процедур и уплаты таможенных платежей, создав понятные правила перемещения товаров через таможенную границу и их использования на (вне) таможенной территории Союза, а также применения современных электронных технологий во всех процессах, связанных с таможенным декларированием и проведением таможенного контроля.
В целях создания единообразных правил таможенного декларирования товаров в рамках Союза принято около 100 актов Комиссии, в том числе направленных на контроль маркировки товаров, введённых мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений, применения льгот, а также обеспечения прослеживаемости товаров, однократности представления сведений и информационного взаимодействия между госорганами.
Утверждены правила декларирования экспресс-грузов, которые обеспечили современное таможенное администрирование данной категории товаров в условиях бурного роста интернет-торговли. Этот опыт использовался при подготовке правовой базы для проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами в государствах — членах Союза.
К рубежу 10-летия функционирования ЕАЭС интеграционные процессы в сфере таможенного регулирования выходят на новый этап — этап интеграции на уровне информационных систем и информационных (цифровых) технологий.
Сегодня цифровые интеграционные процессы таможенной сферы в рамках ЕАЭС находятся на высокой ступени развития. При осуществлении таможенных операций применяется 16 единых структур электронных документов, утверждённых Комиссией, а также 27 единых классификаторов для заполнения электронных документов. Эти структуры и классификаторы обеспечивают единые подходы к проведению таможенных операций в электронном виде по декларированию товаров, в том числе для товаров электронной торговли.
Проводится работа по развитию в рамках Союза единой системы таможенного транзита. Одним из элементов этой системы является механизм отслеживания перевозок товаров с использованием навигационных пломб. В апреле 2023 года вступило в силу соответствующее Соглашение.
Для реализации Соглашения Комиссией принят ряд решений, необходимых для применения навигационных пломб с начала 2024 год. На завершающей стадии разработки находятся проекты решений, касающиеся взаимодействия (в том числе информационного) между уполномоченными операторами (органами) государств — членов Союза при отслеживании перевозок с применением навигационных пломб.
В рамках реализации Соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19 апреля 2022 года проведено комплексное проектирование информационного взаимодействия между уполномоченными операторами государств — членов ЕАЭС, утверждены временные интеграционные технические решения для уполномоченных операторов государств — членов ЕАЭС, определены единые меры защиты информации, содержащиеся в навигационной пломбе, утверждена структура уникального номера перевозки.
Внедрение механизма отслеживания перевозок товаров с использованием навигационных пломб в рамках Союза позволит ускорить доставку грузов получателю, в том числе за счёт минимизации досмотров (осмотров) грузов в процессе перевозки — на внутренних участках границ, а также уменьшить накладные расходы бизнеса.
Одновременно применение навигационных пломб позволит снизить в рамках ЕАЭС долю «серого», теневого товарооборота, от которого страдают добросовестные производители и потребители. Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что новый современный инструмент контроля отвечает интересам, как контролирующих органов, так и субъектов ВЭД.
Ещё одним элементом развития единой системы таможенного транзита в Союзе является Соглашение об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, вступившее в силу 19 июня 2023 года.
Заложенные в Соглашении гарантийные механизмы (как в части снижения финансовой нагрузки для декларантов, так и в части упрощений при применении такого способа обеспечения как поручительство) позволят снизить затраты участников внешнеэкономической деятельности, совершающих транзитные перевозки, делая тем самым транзитную систему Союза более привлекательной и конкурентоспособной.
Кроме того, в целях развития единой системы транзита завершены мероприятия, связанные с переработкой действующих структур таможенных документов (декларация на товары, транзитная декларация), утверждением новых структур таможенных документов (сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, пассажирская декларация).
Завершена разработка и нормативное утверждение комплекта актов ЕАЭС, обеспечивающих организацию трансграничного информационного взаимодействия между таможенными органами и органами, уполномоченными на выдачу разрешительных документов. Введение в действие общего процесса, обеспечивающего информационное взаимодействие таможенных органов в рамках таможенной процедуры таможенного транзита с применением юридически значимых документов, запланировано на 2025 год.
В 2022 году была создана рабочая (экспертная) группа по авиационной безопасности. В конце календарного года председателем рабочей группы утверждается план работы на следующий год. Итогом выполнения плана 2023 года стала выработка скоординированной политики государств — членов ЕАЭС в области транспортной безопасности. Расскажите об этой политике и о том, какие мероприятия вошли в календарный план 2024 года.
Коротко расскажу о работе заседаний рабочих (экспертных) групп по безопасности полётов и по авиационной безопасности, созданных при Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств — членов ЕАЭС. Так, 6–7 февраля 2024 года состоялось заседание рабочей группы, в котором приняли участие представители уполномоченных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и сотрудники Департамента транспорта и инфраструктуры ЕАЭС. Организация взаимодействия государств-членов ЕАЭС по подготовке к проведению проверок Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по направлениям безопасности полётов и авиационной безопасности стала одним из основных вопросов обсуждения.
ИКАО осуществляет выбор государств для проведения проверок на основе различных факторов. Это, в частности, показатели рисков, результаты предыдущих проверок, масштабы авиационной деятельности в государстве и выполнения государствами планов по устранению выявленных ранее недостатков (Универсальная программа ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП)).
Особое внимание в ходе заседания было уделено вопросам необходимости выработки единой политики в сфере обеспечения лётной годности в государствах-членах ЕАЭС, разработки типовых документов, включая национальные программы по обеспечению безопасности полётов, обеспечению работы электронной платформы РЭГБП и взаимодействию по вопросам использования беспилотных авиационных систем.
В связи с тем, что Поправка 18 к Приложению 17 к Конвенции о международной гражданской авиации «Авиационная безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (издание двенадцатое, июль 2012) вступила в силу, ИКАО проинформировало о запланированном значительном увеличении количества проверок в ближайшем будущем.
В ходе заседания представитель Республики Беларусь поделился краткой информацией о трёх выездных проверках ИКАО Республики Беларусь, проведённых в рамках Универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности (УППАБ) и отметил необъективность и политизированность аудиторов ИКАО при написании выводов, включенных в итоговый отчёт по результатам этих проверок. Аудиторами ИКАО был выявлен значительный недостаток в сфере обеспечения авиационной безопасности Республики Беларусь. Авиационные власти ряда государств в одностороннем порядке ограничили использование своего воздушного пространства для авиакомпаний Республики Беларусь и установили запреты на использование своего воздушного пространства в отношении белорусских авиаперевозчиков. В настоящее время значительное количество иностранных авиакомпаний не совершают полёты в/из Белоруссии и огибают воздушное пространство над её территорией. Позиция Республики Беларусь по итоговому Докладу рабочей Группы ИКАО по расследованию с целью установления фактов в отношении случая с самолётом авиакомпании Ryanair прилагается.
Представитель Кыргызской Республики отметил, что Кыргызстан готовится к проведению проверки ИКАО в предстоящем году. Основные вопросы, вызывающие обеспокоенность, связаны с подготовкой национальных программ в сфере обеспечения авиационной безопасности и упрощения формальностей и с оперативным взаимодействием государственных органов. Представитель Кыргызской Республики обратился с просьбой об оказании содействия со стороны государств — членов ЕАЭС при подготовке к предстоящей проверке.
В ходе заседания было также отмечено, что устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок ИКАО по обоим направлениям, является одним из ключевых вопросов взаимодействия государств — членов ЕАЭС в рамках оказания взаимопомощи. Устранение недостатков в соответствии с планами государств — членов, подготовленных по результатам предыдущих проверок ИКАО, будет значительно способствовать успешному прохождению последующих проверок.
Подготовке национальных координаторов и национальных инспекторов по обоим направлениям также было уделено особое внимание при обсуждении.Принято решение учесть широкий опыт специалистов государств — членов ЕАЭС, полученный при прохождении предыдущих проверок ИКАО, в особенности, многолетний опыт национального координатора Российской Федерации, а также учесть возможность привлечения российского Учебного центра аэропорта Домодедово, аккредитованного ИКАО, и белорусского Учебного центра ИКАО по авиационной безопасности для осуществления подготовки согласно программам, утверждённым ИКАО.
Согласование и совместное представление рабочих документов ИКАО по проблемам обеспечения авиационной безопасности и безопасности полётов также обсуждалось в ходе заседания. Период времени представления документов в ИКАО довольно ограничен, поэтому большое значение имеет оперативная координация при согласовании таких документов уполномоченными органами авиационных властей государств — членов ЕАЭС.
Также был затронут вопрос о возможности заключения между государствами — членами ЕАЭС соглашения One stop Security (Обеспечение досмотра в целях обеспечения авиационной безопасности в одном пункте маршрута), которое позволяет проводить процедуры досмотра только в одном аэропорту в рамках единого пространства государств — членов ЕАЭС. В рамках такого соглашения государства осуществляют взаимные проверки контрольно-надзорных функций и признают эквивалентность мер обеспечения авиационной безопасности, что позволяет осуществлять досмотр в целях обеспечения авиационной безопасности только в одном аэропорту по маршруту следования авиапассажиров. При этом экспертом ИКАО от Российской Федерации было отмечено, что в ИКАО этот вопрос рассматривался неоднократно, однако Международная ассоциация аэропортов выступает против реализации данной инициативы в связи с негативными экономическими последствиями для аэропортов.
В июле текущего года, в соответствии планом, прошли ещё заседания данных рабочих групп. На этих встречах эксперты обсудили и обменялись опытом по нормативным документам и проводимой работе государств — членов ЕАЭС в сфере обеспечения кибербезопасности в области гражданской авиации, и применения беспилотных авиационных систем, организации защиты авиации общего назначения от актов незаконного вмешательства, а также информирования друг друга о разрабатываемых в этих направлениях нормативных документах.
В ходе совещания договорились, что обмен опытом относительно мер противодействия, принимаемых в связи со значительным количеством поступающих ложных сообщений о наличии в ручной клади и багаже запрещённых предметов, обеспечением авиационной безопасности при применении беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации, а также по обеспечению кибербезопасности будет продолжен государствами — членами ЕАЭС по мере доработки нормативных правовых документов в этой сфере.
Могу с уверенностью сказать, что инициатива создания таких рабочих (экспертных) групп оправдала ожидания. Тема обсуждения «Авиация общего назначения» (АОН) привлекла внимание наших коллег. Часто АОН воспринимают как вполне определённую часть авиации, представляют себе, чаще всего, маленький одномоторный самолётик, летающий с сельского аэродрома исключительно для развлечений. Однако этот образ верен только для малой части всей мировой авиации общего назначения и небольшого количества авиаработ, аналогично тому, как далеко не все поездки в частных целях можно назвать развлекательными.
В то время как мировая экономика расширяется и становится все более взаимосвязанной, безопасный, быстрый и доступный транспорт будет становиться еще более важным, чем когда бы то ни было. Хотя прогресс в коммуникационных технологиях делает нас ближе, необходимость в личных контактах увеличивается, что подтверждает рост воздушных перевозок. Путешествие по воздуху становится всё более обычным свойством современного мира, что гарантирует его развитие.
Таким образом, ЕАЭС состоялся как интеграционное объединение? Можно ли считать Союз «кулаком», позволяющим давать отпор разного рода вызовам со стороны недружественных стран?
Сегодня Евразийский экономический союз — это динамично развивающееся интеграционное объединение. В 2023 году главами государств — стран «пятёрки» подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» (Декларация), одним из направлений которой является формирование общего транспортно-логистического пространства, предусматривающее координацию усилий государств — членов ЕАЭС по совместному развитию транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры на международных транспортных коридорах в целях увеличения транзитных перевозок грузов, включая создание опорных транспортных хабов и логистических центров, увеличение пропускной способности существующих маршрутов.
Декларация определила перспективные направления дальнейшей работы по формированию общего транспортно-логистического пространства, реализации совместных инфраструктурных проектов, развитию «бесшовных» технологий перевозок, повышению транспортной связанности государств — членов, в том числе с развивающимися рынками третьих стран.
Хотелось бы подчеркнуть, что сегодня, несмотря на имеющиеся сложности, многократно повысилась ценность общего рынка транспортных услуг в Союзе и открылись новые возможности для развития транспорта и обеспечения экономической устойчивости и экономического развития наших стран.
В общем и целом, итоги 2023 года подчеркивают надёжность и устойчивость работы транспортных комплексов государств — членов ЕАЭС. И это только начало. Впереди другие решения и интеграционные моменты. Союз состоялся и будет развиваться дальше.
Данный материал размещен в №2 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2024 год.