При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Как преодолеть риски снижения эффективности ПТБ?


Об особенностях организации деятельности подразделения транспортной безопасности в воздушной гавани, мерах, направленных на повышение ее эффективности, а также о важности комплексного подхода при защите ОТИ в условиях новых угроз – в материале Виктора Савенко, заместителя начальника службы авиационной и транспортной безопасности ОАО «Омский аэропорт».

В настоящее время защита от актов незаконного вмешательства (АНВ) объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) аэропорта Омск (Центральный), а также воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, реализуется силами структурного подразделения ОАО «Омский аэропорт» — службы авиационной и транспортной безопасности.


О рисках возникновения пробелов в организации деятельности ПТБ


Субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) ОАО «Омский аэропорт» прошёл в Федеральном агентстве воздушного транспорта процедуру аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности (ПТБ). Служба авиационной и транспортной безопасности, в соответствии с пп. 3 п. 6 постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» (ПП РФ 1605), является сформированным СТИ ПТБ.


Организация деятельности ПТБ на ОТИ (в аэропорту) в настоящее время осуществляется на основании организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (положение, перечни должностей, схемы, порядки, инструкции, которые, согласно пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605, являются приложениями к Плану обеспечения транспортной безопасности аэропорта) и одновременно на основании разработанных локальных нормативных актов по авиационной безопасности (технологии досмотра, инструкции по охране воздушных судов и объектов).


Использование в организации деятельности ПТБ документов по авиационной безопасности вызвано объективной необходимостью, так как ряд вопросов организации защиты аэропорта и воздушных судов в настоящее время определён только в соответствующих нормативных правовых актах (НПА) по вопросам авиационной безопасности, например:

  • охрана периметра аэропорта осуществляется в целях обеспечения авиационной безопасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры»;
  • охрана воздушных судов и отдельных объектов аэропорта (объекты обеспечения горючими и смазочными материалами, коммерческий склад (почтово-грузовой терминал с хранением опасных грузов), цех бортового питания) осуществляется в целях обеспечения авиационной безопасности, согласно п. 20 приказа Минтранса России от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (приказ № 142);
  • приём (выдача) оружия, сданного пассажирами на период полёта, а также перемещение такого оружия на борт (с борта) воздушного судна осуществляется сотрудниками служб авиационной безопасности в соответствии с п. 10, 11 приказа Минтранса России от 16.08.2021 № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «О воздушной перевозке оружия и патронов».

Принимая во внимание, что, согласно ст. 2 Федерального закона от 03.04.2023 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 сентября 2024 года авиационная безопасность будет упразднена в связи с тем, что данный вид деятельности дублирует обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) на объектах воздушного транспорта, то и НПА по авиационной безопасности также утратят свою силу.


Это, в свою очередь, может привести к рискам возникновения пробелов в отдельных вопросах организации деятельности ПТБ, так как в перечне организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (в пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) не предусмотрены разработка и утверждение таких организационно-распорядительных документов, как инструкции по вопросам охраны аэропорта и отдельных критически важных объектов, воздушных судов, а также по вопросам воздушной перевозки оружия и патронов.

О риске снижения эффективности деятельности по реагированию на угрозы


Организация деятельности ПТБ по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ как в отношении ОТИ — аэропорта, так и воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, осуществляется на основании разрабатываемого в соответствии с требованиями пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605 организационно-распорядительного документа — «Порядка реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства».


При этом, согласно п. 7.2. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), к силам обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) относится персонал, непосредственно связанный с ОТБ, то есть только работники, прошедшие подготовку и аттестацию по соответствующим категориям СОТБ. Вместе с тем фактически при поступлении угроз совершения АНВ в соответствующих мероприятиях по реагированию принимают участие не только СОТБ, но и другие лица, например:

  • сотрудники органов внутренних дел — сотрудники линейного отдела полиции в аэропорту и др., в том числе кинологи со служебными собаками;
  • работники Росгвардии — сотрудники ОМОН (сапёры, кинологи, а также сотрудники специальных антитеррористических подразделений, в зависимости от вида угрозы);
  • работники структурных подразделений аэропорта, выполняющих различные профессиональные задачи по прекращению посадки пассажиров в воздушные суда, вывозу эвакуируемых лиц из терминалов аэровокзального комплекса и воздушных судов на автобусах (на безопасное расстояние), оцепление места угрозы, оказание медицинской помощи и др.) — производственно-диспетчерской службы, службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов, службы организации перевозок, службы специального транспорта, врачебного здравпункта.

Фактически же совместный порядок действий всех сил и средств из числа структурных подразделений аэропорта, а также взаимодействующих подразделений федеральных органов исполнительной власти (сотрудников уполномоченных подразделений территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии) при угрозах совершения АНВ в аэропорту определяется в разрабатываемом во исполнение п. 55 приказа № 142 Плана по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, который в обязательном порядке согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФСБ России, МВД России, Росгвардии и др.).


Принимая во внимание предстоящее с 1 сентября 2024 года упразднение авиационной безопасности, приказ № 142, а следовательно, и требование о разработке Плана по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, утратят свою силу, что может привести к рискам снижения эффективности деятельности по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ на ОТИ (в аэропорту).


Это может произойти, так как организационно-распорядительный документ «Порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства» (разрабатываемый в соответствии с требованиями пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) предусматривает организацию действий только СОТБ, то есть работников одного структурного подразделения — службы авиационной и транспортной безопасности (сформированного ПТБ) и не учитывает весь комплекс мероприятий по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ, фактически проводимых на ОТИ (в аэропорту) различными силами и средствами.


Предложения


В целях снижения рисков в сфере организации деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты, например:

  • дополнить перечень организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (установленный пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) инструкциями по охране воздушных судов, периметра и отдельных объектов аэропорта, а также инструкцией о порядке перевозки оружия;
  • внести изменения в перечень организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (в пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) в части, касающейся исключения из него Порядка реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства и включения взамен него Порядка урегулирования чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, согласованного с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Внесение указанных изменений и дополнений в ПП РФ 1605 позволило бы избежать возможных пробелов в сфере организации деятельности ПТБ, а также сохранить многолетний положительный опыт профессиональной деятельности в сфере обеспечения авиационной безопасности путём его внедрения в сферу обеспечения транспортной безопасности.

О риске снижения эффективности деятельности ПТБ


В настоящее время имеет место рост угроз совершения АНВ как в отношении ОТИ, так и воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие. При этом следует отметить и факт появления новых видов угроз, таких как:

  • угроза взрыва — путём сброса взрывных устройств с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или использования ударных БПЛА, в том числе таких, в отношении которых средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) малоэффективны, например: БПЛА с инерционными системами наведения (по конкретной точке в пространстве); БПЛА с полезным контроллером с нейросетью (без управления по сети GPS и возможностью работы в автономном режиме); БПЛА с мультичастотной системой связи, позволяющей работать в режиме программируемой перестройки частоты в процессе полёта; БПЛА с наведением по оптоволоконному кабелю;
  • угроза блокирования — путём сброса с БПЛА на взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки и места стоянок воздушных судов специальных шипов (военное заграждение типа «Чеснок» (рогульки железные, помётные или подмётные каракули, триболы, кальтроп) с целью повреждения шасси воздушного судна, в том числе в период посадки или взлёта, и шин специального автотранспорта аэропорта (в том числе автоцистерн — топливозаправщиков воздушных судов, перонного транспорта — автобусов, перевозящих пассажиров к местам стоянки воздушных судов и обратно), эксплуатируемого на ОТИ в целях обслуживания воздушных судов;
  • угроза повреждения воздушных судов и отдельных объектов аэропорта и (или) отдельных критически важных объектов, эксплуатируемых уполномоченными подразделениями ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (аэродромные радиолокационные комплексы (локаторы), радиомаячные азимутно-дальномерные комплексы, радиомаяки (курсовые, приводные и глиссадные), радиоцентры и др.), с использованием предметов и веществ, имеющихся в открытом доступе (например, путём совершения поджогов воздушных судов, находящихся на местах стоянок), и отдельных критически важных объектов, повреждение остекления, топливных баков и других элементов воздушных судов, находящихся на местах стоянок, различным строительным и другим инструментом, которые могут быть совершены даже несовершеннолетними лицами, попавшими под влияние украинских спецслужб.

Наличие и рост опасности новых видов угроз совершения АНВ (особенно с учётом стремительной эволюции как в сфере разработки БПЛА, так и в сфере тактики их применения — с целью совершения АНВ) в настоящее время требует комплексного подхода к решению вопросов обеспечения защиты ОТИ — аэропорта и воздушных судов, находящихся на местах стоянок.

Комплексный подход должен включать в себя:

  • разработку соответствующих технологических изменений (в части, касающейся организационно-распорядительных документов определяющих порядок действий персонала дежурных смен ПТБ по выявлению новых видов угроз совершения АНВ и реагированию на них);
  • оснащение ОТИ — аэропорта — дополнительными средствами защиты, например специальными техническими средствами противодействия БПЛА (используемыми для обнаружения, идентификации и подавления отдельных видов малых беспилотных аппаратов); инженерно-техническими средствами защиты отдельных критически важных объектов аэропорта; быстровозводимыми модульными бетонными укрытиями (предназначенными для обеспечения быстрого размещения людей, находящихся на открытой местности — на аэродроме, в период выявления угрозы совершения АНВ с использованием БПЛА).

В ПП РФ 1605 и иных НПА по вопросам ОТБ детально прописаны обязательные требования к СТИ об оснащении ОТИ — аэропорта — соответствующими системами и средствами видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, техническими средствами досмотра, контроля и управления доступом (в том числе с применением биометрических устройств), связи, сигнализации, оповещения, сбора, обработки, приёма и передачи информации.


Но вместе с тем в настоящее время какие-либо требования по оснащению ОТИ — аэропорта — специальными техническими средствами противодействия БПЛА, а также инженерно-техническими средствами защиты отдельных критически важных объектов и укрытиями для людей в НПА отсутствуют. Это может негативно сказаться на деятельности ПТБ, непосредственно связанной с ОТБ, и антитеррористической защищённости ОТИ — аэропорта и воздушных судов. Так как в условиях отсутствия в соответствующих НПА обязательных требований по оснащению ОТИ — аэропорта — комплексом различных средств противодействия и защиты от БПЛА может сложиться ситуация, при которой позиция СТИ и позиция уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта), а также позиция уполномоченных контрольно-надзорных органов (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Транспортной прокуратуры) по вопросам оснащения ОТИ различными средствами противодействия и защиты от БПЛА могут отличаться.


Предложения


В целях снижения рисков в сфере обеспечения деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о разработке и внесении в соответствующие НПА дополнительных требований по защите от новых видов угроз совершения АНВ, напримеро дополнении п. 7 ПП РФ 1605 требованиями об оснащении ОТИ комплексом средств защиты от угроз совершения АНВ с использованием БПЛА:

  • специальными техническими средствами противодействия БПЛА (например, стационарными, переносными, возимыми средствами РЭБ, а также переносными устройствами, предназначенными для обнаружения и подавления БПЛА, с учётом конструктивных и технологических характеристик конкретного ОТИ — аэропорта);
  • системами и средствами видеонаблюдения (например, сверхконтрастными видеокамерами, предназначенными для наблюдения за низкоконтрастными объектами с применением специализированных алгоритмов обработки изображения в целях обнаружения и идентификации малых и сверхмалых беспилотных аппаратов как самостоятельно, так и в составе комплексов оптической локации, и (или) тепловизионными камерами обнаружения дронов с функциями интеллектуального анализа и активной защиты);
  • инженерно-техническими средствами защиты критически важных объектов аэропорта (например, средствами пассивной защиты в виде самонесущих быстровозводимых конструкций с защитно-улавливающими сетями замкнутого типа и др.);
  • быстровозводимыми модульными бетонными укрытиями, предназначенными для обеспечения быстрого размещения пассажиров, членов экипажей воздушных судов и персонала, участвующего в обслуживании воздушных судов (с расположением таких укрытий на незначительном удалении от мест стоянок воздушных судов — при наличии соответствующих технических и конструктивных возможностей конкретного ОТИ — аэропорта, а также с учётом отсутствия факторов возможного негативного влияния в сфере обеспечения безопасности полётов воздушных судов).

Внесение указанных изменений и дополнений в ПП РФ 1605 позволило бы установить единые рамочные обязательные требования по оснащению ОТИ — аэропорта — комплексом средств защиты от угроз совершения АНВ с использованием БПЛА и организовать на плановой основе работу по оснащению указанными средствами аэропортов.

Риск снижения эффективности повседневной деятельности ПТБ


Абзацем 1 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605 установлено требование: «не допускать проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности…вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов и постов».


Выполнение ПТБ данного требования в полном объёме в ходе практической деятельности гарантировать невозможно, так как, учитывая значительную протяжённость периметрового ограждения аэропорта, а также возможную хорошую подготовку нарушителей и их оснащение специальными средствами (приставными лестницами, автотранспортом, инструментом для разрезания элементов ограждения типа сетки «Рабица» и др.), такие нарушители в какой-то момент будут иметь возможность проникнуть в зону транспортной безопасности (ЗТБ), преодолев периметровое ограждение. Например, нарушитель, используя автотранспортное средство, может совершить таран периметрового ограждения; нарушитель может преодолеть (перепрыгнуть) периметровое ограждение, используя автотранспортное средство, высота которого соответствует или превышает высоту ограждения; используя инструмент, он может разрезать часть ограждения типа сетки «Рабица», и др.


В зависимости от конкретного места возможного проникновения нарушителя в ЗТБ для его задержания в любом случае потребуется какое-то время, необходимое для прибытия группы быстрого реагирования (ГБР) ПТБ, преследования и задержания нарушителя. Но при этом факт проникновения в ЗТБ уже будет совершён, что в свою очередь будет являться невыполнением требований пп. 36 п. 5 ПП РФ 1605, и поэтому работники ПТБ могут быть привлечены к административной ответственности (по ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 196-ФЗ (КоАП РФ)). Это может случиться даже в случае умелых и успешных действий по задержанию нарушителя.


Аналогичная ситуация имеет место и в случае с требованиями, указанными в абз. 3 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605, который предписывает «выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства… на контрольно-пропускных пунктах и постах…, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности…».


Выполнение ПТБ данного требования в полном объеме гарантировать также невозможно, так как в случае выявления признаков подготовки к совершению АНВ, например на постах на границе ЗТБ (входы в здание терминалов аэровокзального комплекса аэропорта), у потенциального террориста всегда будет возможность совершить террористический акт (подрыв самодельного взрывного устройства и др.) непосредственно на указанном посту досмотра или в месте скопления людей (в часы пиковой нагрузки) — в непосредственной близости от поста досмотра, до начала проведения досмотра потенциального террориста.


Поэтому работники ПТБ могут быть привлечены к административной ответственности (по ст. 11.15.1 КоАП РФ) даже в случае их умелых и успешных действий по выявлению потенциального террориста (в ходе проведения наблюдения и собеседования) и незамедлительной передачи соответствующей информации сотрудникам линейного отдела полиции в аэропорту, например подачей заранее оговорённого условного сигнала).


Также к проблемным вопросам деятельности ПТБ следует отнести и отсутствие в НПА требований, устанавливающих гарантии правовой и социальной защиты для работников ПТБ как в случае причинения ими морального, физического или имущественного вреда правонарушителю (в связи с применением в предусмотренных законодательством случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также в условиях крайней необходимости), так и в случае причинения правонарушителем вреда жизни или здоровью работнику ПТБ.


При этом соответствующие гарантии правовой и социальной защиты установлены в ст. 18 и 19 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (ФЗ-77) для сотрудников подразделений ведомственной охраны, которые, согласно п. 7.1 ст. 1 ФЗ-16, также являются подразделениями транспортной безопасности.Функциональное предназначение и профессиональная деятельность работников ПТБ предполагает, что в какой-то момент времени может сложиться ситуация (например, при выполнении задач по задержанию нарушителей, проникающих в ЗТБ), когда они будут обязаны реализовать право на применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств (установленное пп. 2 ч. 5 ст. 12.3 ФЗ-16), в результате чего может быть причинён вред как правонарушителю, так и работнику ПТБ.


Таким образом, формулировки, указанные в абз. 1 и 3 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605, фактически заблаговременно устанавливают вину работников ПТБ. Этот факт, а также отсутствие в НПА требований, дающих гарантии правовой и социальной защиты работников ПТБ, являются демотивирующими факторами, которые могут оказать негативное влияние и осуществление практической деятельности ПТБ.


Предложения


В целях снижения рисков в сфере практической деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о разработке и внесении в соответствующие НПА изменений и дополнений, например корректировок в отдельные формулировки пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605:

  • вместо обязанности «не допускать проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности…» установить обязанность — «не допускать бесконтрольного проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности и принимать все возможные (исчерпывающие) меры по задержанию в кратчайший срок лиц, проникших в зону транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов и постов»;
  • вместо обязанности «выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства… на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности…» установить обязанность — «выявлять подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства… на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности и в кратчайший срок принимать все возможные (исчерпывающие) меры по пресечению подготовки к совершению или совершение акта незаконного вмешательства».

Кроме того, внести дополнения в ФЗ-16 в части, касающейся установления гарантий правовой и социальной защиты работников ПТБ, по аналогии со ст. 18 и 19 ФЗ-77.


Внесение указанных изменений и дополнений в НПА позволило бы устранить демотивирующие факторы, обеспечить гарантии правовой и социальной защиты работников ПТБ, что в совокупности оказало бы положительное влияние на организацию и осуществление практической деятельности ПТБ.

Данный материал размещен №2 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2024 год.