В настоящее время защита от актов незаконного вмешательства (АНВ) объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) аэропорта Омск (Центральный), а также воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, реализуется силами структурного подразделения ОАО «Омский аэропорт» — службы авиационной и транспортной безопасности.
О рисках возникновения пробелов в организации деятельности ПТБ
Субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) ОАО «Омский аэропорт» прошёл в Федеральном агентстве воздушного транспорта процедуру аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности (ПТБ). Служба авиационной и транспортной безопасности, в соответствии с пп. 3 п. 6 постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» (ПП РФ 1605), является сформированным СТИ ПТБ.
Организация деятельности ПТБ на ОТИ (в аэропорту) в настоящее время осуществляется на основании организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (положение, перечни должностей, схемы, порядки, инструкции, которые, согласно пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605, являются приложениями к Плану обеспечения транспортной безопасности аэропорта) и одновременно на основании разработанных локальных нормативных актов по авиационной безопасности (технологии досмотра, инструкции по охране воздушных судов и объектов).
Использование в организации деятельности ПТБ документов по авиационной безопасности вызвано объективной необходимостью, так как ряд вопросов организации защиты аэропорта и воздушных судов в настоящее время определён только в соответствующих нормативных правовых актах (НПА) по вопросам авиационной безопасности, например:
Принимая во внимание, что, согласно ст. 2 Федерального закона от 03.04.2023 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 сентября 2024 года авиационная безопасность будет упразднена в связи с тем, что данный вид деятельности дублирует обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) на объектах воздушного транспорта, то и НПА по авиационной безопасности также утратят свою силу.
Это, в свою очередь, может привести к рискам возникновения пробелов в отдельных вопросах организации деятельности ПТБ, так как в перечне организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности (в пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) не предусмотрены разработка и утверждение таких организационно-распорядительных документов, как инструкции по вопросам охраны аэропорта и отдельных критически важных объектов, воздушных судов, а также по вопросам воздушной перевозки оружия и патронов.
О риске снижения эффективности деятельности по реагированию на угрозы
Организация деятельности ПТБ по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ как в отношении ОТИ — аэропорта, так и воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, осуществляется на основании разрабатываемого в соответствии с требованиями пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605 организационно-распорядительного документа — «Порядка реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства».
При этом, согласно п. 7.2. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), к силам обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) относится персонал, непосредственно связанный с ОТБ, то есть только работники, прошедшие подготовку и аттестацию по соответствующим категориям СОТБ. Вместе с тем фактически при поступлении угроз совершения АНВ в соответствующих мероприятиях по реагированию принимают участие не только СОТБ, но и другие лица, например:
Фактически же совместный порядок действий всех сил и средств из числа структурных подразделений аэропорта, а также взаимодействующих подразделений федеральных органов исполнительной власти (сотрудников уполномоченных подразделений территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии) при угрозах совершения АНВ в аэропорту определяется в разрабатываемом во исполнение п. 55 приказа № 142 Плана по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, который в обязательном порядке согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФСБ России, МВД России, Росгвардии и др.).
Принимая во внимание предстоящее с 1 сентября 2024 года упразднение авиационной безопасности, приказ № 142, а следовательно, и требование о разработке Плана по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, утратят свою силу, что может привести к рискам снижения эффективности деятельности по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ на ОТИ (в аэропорту).
Это может произойти, так как организационно-распорядительный документ «Порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства» (разрабатываемый в соответствии с требованиями пп. 10 п. 6 ПП РФ 1605) предусматривает организацию действий только СОТБ, то есть работников одного структурного подразделения — службы авиационной и транспортной безопасности (сформированного ПТБ) и не учитывает весь комплекс мероприятий по реагированию на угрозы совершения и (или) совершение АНВ, фактически проводимых на ОТИ (в аэропорту) различными силами и средствами.
Предложения
В целях снижения рисков в сфере организации деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты, например:
Внесение указанных изменений и дополнений в ПП РФ 1605 позволило бы избежать возможных пробелов в сфере организации деятельности ПТБ, а также сохранить многолетний положительный опыт профессиональной деятельности в сфере обеспечения авиационной безопасности путём его внедрения в сферу обеспечения транспортной безопасности.
О риске снижения эффективности деятельности ПТБ
В настоящее время имеет место рост угроз совершения АНВ как в отношении ОТИ, так и воздушных судов, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие. При этом следует отметить и факт появления новых видов угроз, таких как:
Наличие и рост опасности новых видов угроз совершения АНВ (особенно с учётом стремительной эволюции как в сфере разработки БПЛА, так и в сфере тактики их применения — с целью совершения АНВ) в настоящее время требует комплексного подхода к решению вопросов обеспечения защиты ОТИ — аэропорта и воздушных судов, находящихся на местах стоянок.
Комплексный подход должен включать в себя:
В ПП РФ 1605 и иных НПА по вопросам ОТБ детально прописаны обязательные требования к СТИ об оснащении ОТИ — аэропорта — соответствующими системами и средствами видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, техническими средствами досмотра, контроля и управления доступом (в том числе с применением биометрических устройств), связи, сигнализации, оповещения, сбора, обработки, приёма и передачи информации.
Но вместе с тем в настоящее время какие-либо требования по оснащению ОТИ — аэропорта — специальными техническими средствами противодействия БПЛА, а также инженерно-техническими средствами защиты отдельных критически важных объектов и укрытиями для людей в НПА отсутствуют. Это может негативно сказаться на деятельности ПТБ, непосредственно связанной с ОТБ, и антитеррористической защищённости ОТИ — аэропорта и воздушных судов. Так как в условиях отсутствия в соответствующих НПА обязательных требований по оснащению ОТИ — аэропорта — комплексом различных средств противодействия и защиты от БПЛА может сложиться ситуация, при которой позиция СТИ и позиция уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта), а также позиция уполномоченных контрольно-надзорных органов (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Транспортной прокуратуры) по вопросам оснащения ОТИ различными средствами противодействия и защиты от БПЛА могут отличаться.
Предложения
В целях снижения рисков в сфере обеспечения деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о разработке и внесении в соответствующие НПА дополнительных требований по защите от новых видов угроз совершения АНВ, напримеро дополнении п. 7 ПП РФ 1605 требованиями об оснащении ОТИ комплексом средств защиты от угроз совершения АНВ с использованием БПЛА:
Внесение указанных изменений и дополнений в ПП РФ 1605 позволило бы установить единые рамочные обязательные требования по оснащению ОТИ — аэропорта — комплексом средств защиты от угроз совершения АНВ с использованием БПЛА и организовать на плановой основе работу по оснащению указанными средствами аэропортов.
Риск снижения эффективности повседневной деятельности ПТБ
Абзацем 1 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605 установлено требование: «не допускать проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности…вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов и постов».
Выполнение ПТБ данного требования в полном объёме в ходе практической деятельности гарантировать невозможно, так как, учитывая значительную протяжённость периметрового ограждения аэропорта, а также возможную хорошую подготовку нарушителей и их оснащение специальными средствами (приставными лестницами, автотранспортом, инструментом для разрезания элементов ограждения типа сетки «Рабица» и др.), такие нарушители в какой-то момент будут иметь возможность проникнуть в зону транспортной безопасности (ЗТБ), преодолев периметровое ограждение. Например, нарушитель, используя автотранспортное средство, может совершить таран периметрового ограждения; нарушитель может преодолеть (перепрыгнуть) периметровое ограждение, используя автотранспортное средство, высота которого соответствует или превышает высоту ограждения; используя инструмент, он может разрезать часть ограждения типа сетки «Рабица», и др.
В зависимости от конкретного места возможного проникновения нарушителя в ЗТБ для его задержания в любом случае потребуется какое-то время, необходимое для прибытия группы быстрого реагирования (ГБР) ПТБ, преследования и задержания нарушителя. Но при этом факт проникновения в ЗТБ уже будет совершён, что в свою очередь будет являться невыполнением требований пп. 36 п. 5 ПП РФ 1605, и поэтому работники ПТБ могут быть привлечены к административной ответственности (по ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 196-ФЗ (КоАП РФ)). Это может случиться даже в случае умелых и успешных действий по задержанию нарушителя.
Аналогичная ситуация имеет место и в случае с требованиями, указанными в абз. 3 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605, который предписывает «выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства… на контрольно-пропускных пунктах и постах…, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности…».
Выполнение ПТБ данного требования в полном объеме гарантировать также невозможно, так как в случае выявления признаков подготовки к совершению АНВ, например на постах на границе ЗТБ (входы в здание терминалов аэровокзального комплекса аэропорта), у потенциального террориста всегда будет возможность совершить террористический акт (подрыв самодельного взрывного устройства и др.) непосредственно на указанном посту досмотра или в месте скопления людей (в часы пиковой нагрузки) — в непосредственной близости от поста досмотра, до начала проведения досмотра потенциального террориста.
Поэтому работники ПТБ могут быть привлечены к административной ответственности (по ст. 11.15.1 КоАП РФ) даже в случае их умелых и успешных действий по выявлению потенциального террориста (в ходе проведения наблюдения и собеседования) и незамедлительной передачи соответствующей информации сотрудникам линейного отдела полиции в аэропорту, например подачей заранее оговорённого условного сигнала).
Также к проблемным вопросам деятельности ПТБ следует отнести и отсутствие в НПА требований, устанавливающих гарантии правовой и социальной защиты для работников ПТБ как в случае причинения ими морального, физического или имущественного вреда правонарушителю (в связи с применением в предусмотренных законодательством случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также в условиях крайней необходимости), так и в случае причинения правонарушителем вреда жизни или здоровью работнику ПТБ.
При этом соответствующие гарантии правовой и социальной защиты установлены в ст. 18 и 19 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (ФЗ-77) для сотрудников подразделений ведомственной охраны, которые, согласно п. 7.1 ст. 1 ФЗ-16, также являются подразделениями транспортной безопасности.Функциональное предназначение и профессиональная деятельность работников ПТБ предполагает, что в какой-то момент времени может сложиться ситуация (например, при выполнении задач по задержанию нарушителей, проникающих в ЗТБ), когда они будут обязаны реализовать право на применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств (установленное пп. 2 ч. 5 ст. 12.3 ФЗ-16), в результате чего может быть причинён вред как правонарушителю, так и работнику ПТБ.
Таким образом, формулировки, указанные в абз. 1 и 3 пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605, фактически заблаговременно устанавливают вину работников ПТБ. Этот факт, а также отсутствие в НПА требований, дающих гарантии правовой и социальной защиты работников ПТБ, являются демотивирующими факторами, которые могут оказать негативное влияние и осуществление практической деятельности ПТБ.
Предложения
В целях снижения рисков в сфере практической деятельности ПТБ уполномоченным федеральным органам исполнительной власти целесообразно было бы рассмотреть вопрос о разработке и внесении в соответствующие НПА изменений и дополнений, например корректировок в отдельные формулировки пп. 36 п. 6 ПП РФ 1605:
Кроме того, внести дополнения в ФЗ-16 в части, касающейся установления гарантий правовой и социальной защиты работников ПТБ, по аналогии со ст. 18 и 19 ФЗ-77.
Внесение указанных изменений и дополнений в НПА позволило бы устранить демотивирующие факторы, обеспечить гарантии правовой и социальной защиты работников ПТБ, что в совокупности оказало бы положительное влияние на организацию и осуществление практической деятельности ПТБ.
Данный материал размещен №2 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2024 год.