При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Алексей Аладьин: конструктивный диалог помогает глубже взглянуть на проблему и найти пути ее решения


В сентябре 2023 года в Сочи в формате открытой дискуссии прошла конференция, посвященная актуальным вопросам в области ОТБ на водном транспорте. Итогами прошедшей дискуссии в интервью журналу «Эксперт транспортной безопасности» поделился начальник отдела транспортной безопасности компании «ВодоходЪ» Алексей Аладьин, выступившим модератором мероприятия.

Алексей Николаевич, какие темы вызвали споры и противоречия? Какие из них Вы бы выделили особо?


Конференция прошла на очень хорошей и плодотворной ноте. Было очень приятно видеть столько специалистов одного вида транспорта, собравшихся в одном зале. Хочется отметить участие в нашем форуме федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и их пристальное внимание к обсуждавшимся проблемам. Представители ФОИВ с первых минут дали понять, что все мы «находимся в одной лодке» и заинтересованы в оптимизации законодательства, чтобы законы и нормативные правовые акты (НПА) эффективно работали, а защита объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) была надёжной.


Хочу отметить, что Ространснадзор делегировал на конференцию большую команду специалистов во главе с начальником управления транспортной безопасности Сергеем Игониным.


Площадка конференции была выбрана не случайно, так как именно южный регион сегодня в большей степени подвергается различным угрозам, а также имеет большой опыт по реализации требований по ОТБ. Для более плодотворного результата форума был выбран формат открытой дискуссии, что позволяет глубже взглянуть на проблему и найти пути её решения. Мы вели диалог в ходе докладов спикеров, а также после их выступлений и даже в перерывах.


Активно обсуждались следующие проблемы:

  • изменения в законодательстве в сфере транспортной безопасности (ТБ), в том числе новая регламентация аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (ПТБ), а также аттестующих и специализированных организаций, вступившие в силу с 1 сентября 2023 г.;
  • реалии и перспективы реализации требований по ОТБ в отношении категорированных ОТИ и ОТИ, не подлежащих категорированию, транспортных средств, а также в отношении ОТИ на этапе их проектирования и строительства, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта», постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта», постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1651 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию», постановлением Правительства РФ от 3.12.2020 № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства»;
  • проблемные вопросы в части осуществления защиты ОТИ и ТС подразделениями транспортной безопасности с использованием технических средств, в том числе способы защиты от несанкционированного проникновения беспилотных летательных аппаратов;
  • другие насущные вопросы, возникающие в процессе осуществления деятельности по защите ОТИ и ТС.

Сергей Игонин рассказал о модернизации контрольно-надзорной деятельности, которая действительно начала давать реальные результаты, как государству, так и бизнесу. Новые подходы развиваются так же, как и возникающие проблемы, и наш диалог позволил понять, в каком направлении необходимо двигаться всему профессиональному сообществу.


Наверное, одной из самых горячих и живых тем была проблема защиты от атак беспилотных аппаратов на транспортные комплексы. Она обсуждалась на примере реальных событий, о которых рассказывали специалисты. Как следует из выступлений участников конференции, уже вырабатываются действенные инструменты борьбы с беспилотниками. Эффективные средства предложили участники выставки, которая была развёрнута в рамках форума. Здесь можно было увидеть технические средства ОТБ в разных вариациях, всевозможные боновые заграждения, системы оповещения и даже системы ликвидации беспилотных аппаратов. В этом направлении предстоит большая работа в части оптимизации законодательства и выработки действенных путей внедрения новых технологий.


Удалось ли по итогам работы конференции найти решения и сформировать предложения, которые важны именно Вам как специалисту по ТБ в компании, являющейся крупнейшим перевозчиком?


По результатам конференции организаторами была сформирована резолюция с проблемными вопросами. Отличительная особенность этого документа от аналогичных, на мой взгляд, в специфике анализа результатов внедрения предлагаемых изменений в нормативную правовую базу, и это очень позитивный момент. Все проблемные вопросы, вошедшие в резолюцию, являются актуальными, и, по моей информации, все они взяты в проработку профильными федеральными агентствами.

С 1 сентября вступил в силу новый порядок аттестации СОТБ. Какие, на Ваш взгляд, ранее неурегулированные вопросы он решил, а какие так и остались открытыми?


Действительно, с 1 сентября вступило в силу постановление Правительства от 01.06.2023 № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (ПП РФ 905). В этом документе хочется отметить оптимизацию по количеству предоставляемых документов в орган аттестации для проверки, а также возможность осуществлять документооборот с помощью портала государственных услуг в электронном виде.


Однако основные проблемы, к сожалению, остались неизменными, а также добавились другие. В частности, форма медицинской справки, подтверждающей отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании и отсутствие диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией, до сих пор является непонятной для медицинских учреждений, потому что эта форма должна быть определена Минздравом России. До сих пор это не сделано. Данная проблема заставляет нас выходить с юридическими обоснованиями к поликлиникам и доказывать им, что нужна «неустановленная форма» справки. Здесь необходим диалог с Минздравом России, который должен утвердить необходимую нам форму справки.


Самая большая трудность в данном нормативном акте — это срок действия всех справок, представляемых для аттестации, составляющий 60 дней с даты выдачи. Этот срок не комфортен для водных видов транспорта. Поясню. Набор экипажей осуществляется после наступления нового года, и до начала навигационного сезона мы собираем документы сразу на всех работников. Поэтому часто случается, что к моменту подачи документов справки заканчивают своё действие, что заставляет идти на повторные медосвидетельствования и заказывать новые справки через МВД. Были случаи, когда медицинские органы делали нам замечания за необоснованно, с их точки зрения, частые запросы. Также для водного транспорта считаем необходимым увеличить срок прохождения аттестации, который появился в новых Правилах и составляет 47 рабочих дней. Водный транспорт имеет свою навигационную специфику — члены экипажей находятся на транспортных средствах около полугода. Эту специфику необходимо учесть.


По инициативе Ространснадзора сейчас в отрасли активно обсуждается тема корректировки механизма сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ). В одной из таких дискуссий Вы недавно принимали участие. Какой позиции в данном вопросе Вы придерживаетесь и почему?


6 октября 2023 года в центральном аппарате Ространснадзора была проведена стратегическая сессия по вопросам сертификации ТСОТБ с участием представителей транспортной безопасности совместно с Ассоциацией «Транспортная безопасность» и Департаментом транспортной безопасности Минтранса России. «Участники сессии проделали значительную работу, которая привела к выработке конкретных решений по вопросам сертификации технических средств», — рассказал о своих впечатлениях от этого мероприятия заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Фонарёв.


Я как представитель водного вида транспорта принимал участие в этом мероприятии. Хочется отметить, что предложенный формат был уникален и интересен: использовались современные методы мозгового штурма, которые позволили определить конкретные проблемы при реализации ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также требований, утверждённых постановлением Правительства от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (ПП РФ 969).


Участники дискуссии согласились с тем, что эти требования необходимо серьёзно корректировать, а представители субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) выступили с позиции их отмены. Я считаю, что если говорить о существующих правоотношениях в области транспортной безопасности, то можно рассмотреть возможность процедуры сертификации технических средств, задействованных в ОТБ, региональными комиссиями, в состав которых должны входить представители профильного управления Федеральной службы безопасности, МВД на транспорте и управления транспортной безопасности регионального МТУ Ространснадзора. Такая комиссия могла бы проверять комплектацию технических средств на ТС или ОТИ с подписанием установленной формы акта, который будет являться альтернативой сертификата по ПП РФ 969.


Ещё один пример развития — создание единого органа по сертификации технических средств в области транспортной безопасности. Это позволит охватить большее количество технических средств, так как проще сертифицировать всё техническое оборудование на одной единице транспортного средства или объекта, что в свою очередь упростит процедуру, уменьшит время реализации требований и снизит финансовую нагрузку на СТИ.


По итогам данной стратегической сессии большинством присутствующих была поддержана идея создания «Центра компетенции», который должен будет заниматься проблемными вопросами транспортной безопасности, в котором будут проходить испытания предлагаемых корректировок нормативной базы, а также апробация инновационных предложений. Правовой статус этого центра отрегулирует время, чтобы финальный результат устроил все стороны правоотношений.

Уже несколько месяцев при непосредственном участии компании «ВодоходЪ» пассажиров по Москва-реке перевозят электросуда по регулярным маршрутам. Можно ли подвести первые итоги этого уникальнейшего проекта, в том числе и в части вопросов ОТБ?


Действительно, оператором данного проекта является АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт». Мне посчастливилось участвовать в его запуске. Отмечу, что в масштабе большого проекта отчётливо вырисовываются существующие проблемы законодательства в части ОТБ. Это и установка границы зоны транспортной безопасности (ЗТБ) для плавучих причалов, и пропускной и внутриобъектовый режим, который требует от пассажиров предъявлять документы, удостоверяющие личность, при передвижении в одном регионе. Мне всегда хочется сравнить наши речные перевозки с маршрутным движением автобусов, где в этом смысле всё намного проще.


Вместе с тем в части защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ) этот проект примечателен объединением двух ОТИ разных СТИ в единый транспортный комплекс без дублирования досмотровых процедур и с оптимизацией финансовых затрат. Хочу отметить профессиональный подход Департамента транспорта Москвы и коллег из службы безопасности Московского метрополитена, с которыми проделано много работы в части гармонизации требований. Очень надеюсь, что перевозку пассажиров в столице нашей Родины скоро будет осуществлять более комфортно.


С учётом огромного внимания к развитию внутреннего водного транспорта на уровне руководства страны, есть ли интерес к столичному опыту «Водохода» в других регионах? Где ещё компания планирует запуск регулярных речных трамвайчиков?


В Красноярске и Нижнем Новгороде в эксплуатацию запущены первые в России пассажирские катамараны на электродвижении проекта Ecocruiser — «ЭкоходЪ» и «ЭкоходЪ 2». В Красноярске первый «ЭкоходЪ» (оператор АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт») начал выполнять ежедневные пассажирские перевозки по маршруту Красноярск — Дивногорск и экскурсионно-прогулочные рейсы в акватории Красноярска с 9 июня этого года. Уже перевезены более 17 000 пассажиров.


В Нижнем Новгороде с 16 июня «ЭкоходЪ 2» (оператор ООО «ВодоходЪ») ежедневно выполнял до шести экскурсионно-прогулочных рейсов в день. На сегодня перевезены более 31 000 пассажиров. С 2024 года после подключения на причалах прибытия зарядных станций будут организованы экскурсионные рейсы из Нижнего Новгорода в Макарьево и Городец.


В начале октября этого года состоялся спуск на воду электрического катамарана проекта Looker 1100H, построенного по заказу компании «ВодоходЪ», в Ярославле. Эксплуатация катамарана-электрохода «Белояр» начнётся в навигацию 2024 года и будет выполнять ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы от речного вокзала Ярославля. Также планируются экскурсионные рейсы до Толгского монастыря.


Разработка проекта использования экологичного судна ведётся также на Байкале.

Таким образом, комфортные пассажирские перевозки речным транспортом без вреда для экологии — это уже наша реальность. «ВодоходЪ» продолжит обновление как круизного, так и малого флота судами нового поколения на электродвижении.


На текущий момент «ВодоходЪ» совместно с компанией «Эмпериум» формирует технические параметры проекта «Москва 2.0», в концепцию которого заложены коммерческая эффективность судов старого проекта типа «Москва», а также современные технологии, которые позволят сделать судно данного класса ещё более удобным, рентабельным и по-настоящему массовым.

Данный материал размещен в №3 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.