Геннадий Андреевич, расскажите об изменениях, которые претерпевает отрасль, о проблемах и способах их решения.
Напомню, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации и ФГКУ Росгранстрой отнесены к ведению Минтранса России в 2016 году в связи с распоряжением Правительства Российской Федерации о ликвидации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) и передачей его полномочий Минтрансу России. Задача ФГКУ Росгранстрой – в качестве заказчика строить, реконструировать, оснащать и эксплуатировать пункты пропуска через госграницу РФ.
На протяжении продолжительного периода времени вопросам развития пунктов пропуска не уделялось должного внимания. Как следствие, отрасль долгое время находилась в кризисном состоянии. Финансовое обеспечение мероприятий по модернизации и надлежащей эксплуатации объектов пунктов пропуска до 2021 года в полном объёме не осуществлялось. Последствием отраслевого кризиса явилось возникновение значительного количества объектов незавершенного строительства, в том числе объектов с ошибками в проектировании, которые нам сегодня приходится исправлять.
Наша задача – изменить ситуацию, завершить ранее начатые объекты, сведя к нулю количество незавершенного строительства, реализовать разработанную при поддержке Минтранса России и одобренную Правительством и Президентом Российской Федерации масштабную производственную программу, которая призвана коренным образом изменить архитектуру и технологическую базу приоритетных пунктов пропуска на границе и создать благоприятный имидж Российской Федерации для международных перевозчиков и туристов.
Что уже сделано и что запланировано?
В период с 2018 по 2021 годы проведена масштабная работа по актуализации и научному обоснованию нормативов финансовых затрат, правил расчета размера бюджетных ассигнований на содержание и обслуживание пунктов пропуска. Нормативы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с документом в необходимом объёме выделено финансирование на мероприятия по содержанию пунктов пропуска, в том числе на текущий капитальный ремонт и оснащение оборудованием.
По сравнению с прошлым годом финансирование увеличилось в 3,5 раза. Решена задача 10-летнего дефицита финансирования вопросов эксплуатации и содержания имущественного комплекса. Это позволило нам провести большую работу по заключению долгосрочных контрактов на содержание пунктов пропуска и организовать масштабные работы по текущему ремонту и дооснащению целого ряда пунктов пропуска. Что касается объектов незавершенного строительства, так называемых «долгостроев», отмечу, что в период с 2019 по 2021 годы удалось снизить их количество в 2 раза, сократив до 6.
В 2021 году в Бурятии завершена реконструкция автомобильного пункта пропуска Кяхта на границе с Монголией, которая длилась с 2012 года. Весной этого года запущено движение в реконструированном железнодорожном пункте пропуска Забайкальск на границе с КНР, который тоже строился почти десять лет. В июне в Амурской области открыто движение по трансграничному автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ через пункт пропуска Кани-Курган на границе с КНР. Он обустроен по временной схеме, сейчас активно возводим основной пункт пропуска, который обеспечит пропуск не только грузового, но и пассажирского трафика.
Завершено строительство железнодорожного пункта пропуска Нижнеленинское и строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса Нижнеленинское в районе первого железнодорожного моста из России в Китай. Скоро этот долгожданный железнодорожный коридор заработает.
В целях завершения реконструкции по АПП Краскино и АПП Пограничный потребовалась корректировка проектов, возобновление финансирования и заключение новых контрактов. В настоящее время решения по реализации проектов найдены. Работы в Краскино уже ведутся. К концу года будет заключен контракт на реконструкцию Пограничного со сроком завершения строительства в 2024 году. Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по проекту уже получено. Кроме того, до конца года ожидаем получение положительного заключения еще по восьми объектам реконструкции.
В Республике Крым летом этого года менее чем за 40 дней удалось реализовать мероприятия, сократившие время ожидания прохождения контрольных процедур при пересечении границы на автомобильных пунктах пропуска до трёх часов (более чем в 5 раз). Также в кратчайшие сроки проведена работа по обустройству пешеходной составляющей пункта пропуска в Ростовской области.
В июле на АПП Верхний Ларс подготовлено 12 новых полос движения, позволивших минимизировать очереди легкового транспорта на выезд из Российской Федерации. Строительство ещё 12 новых полос на въезд завершено в ноябре. В сентябре–октябре текущего года заключены контракты на разработку проектов и реконструкцию «под ключ» 9 автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ (Бугристое, Илек, Маштаково, Караузек, Озинки, Адлер, Торфяновка, Люття и Вяртсиля).
В первом полугодии 2022 года процент технической готовности по всем объектам увеличен в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом. Совокупный объем выполненных строительно-монтажных работ за прошедший период текущего года составил 2,2 млрд рублей, более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Это говорит о положительной динамике хода строительства, а также о повышении уровня взаимодействия заказчика с подрядными организациями.
Всего в текущем году планируется реализовать мероприятия в 65 пунктах пропуска через государственную границу (в 16 пунктах пропуска ведутся работы по строительству и реконструкции, в 49 пунктах пропуска – работы по оснащению и ремонту). За один только год будет выполнен беспрецедентный объем работ равный тому, что был реализован за последние 5 лет.
До 2027 г. планируется модернизировать 84 пункта пропуска (работы по шести из них уже выполнены). Это колоссальный объём, равного которому еще не было!
Наверняка увеличению темпов работ по реконструкции и обустройству погранпереходов способствуют новые технологии.
Безусловно, мы внедряем в работу новые подходы, применяем современные технологии и оснащаем пункты пропуска высокотехнологичным оборудованием. Все это позволяет нам добиваться лучших результатов.
Так, например, мы активно внедряем практику использования цифровых инструментов – BIM-технологий, которые помогают создать цифровую 3D-модель объекта, избежать ошибок на этапе проектирования и упростить процессы строительства и эксплуатации. В рамках реализации подхода «жизненного цикла» в текущем году по ряду объектов заключены контракты под ключ. Это позволяет оптимизировать время проведения конкурсных процедур, сократить цикл реализации проекта на 3-5 месяцев, при высоком уровне контроля за ходом работ.
Говоря про новейшее оборудование, которое появляется в этом году пунктах пропуска, хочу особо отметить реализацию пилотного проекта по оснащению инспекционно-досмотровыми комплексами портального типа двух пунктов пропуска Маштаково на границе с Казахстаном и Тагиркент-Казмаляр на границе с Азербайджаном. Портальные ИДК отечественного производителя требует минимальных сроков производства и установки и позволяют досматривать в движении 100 % транспортных средств, пересекающих границу.
В этом году Росгранстрой совместно с Минтрансом России, государственными контрольными органами и целым рядом заинтересованных структур, ведомств и организаций, включая ФАУ «Главгосэкспертиза России», начал разработку унифицированного стандарта (брендбука) пункта пропуска, описывающего подходы к созданию и обеспечению функционирования пунктов пропуска по нескольким направлениям. Детально описана применяемая IT-инфраструктура и интеграционные решения; технические решения при строительстве и оснащении пунктов пропуска; технологические решения в обеспечении эффективности инфраструктуры пунктов пропуска; архитектурные и дизайнерские решения. Первый автомобильный пункт пропуска с учетом использования типовых решений уже строится – это Кани-Курган в Амурской области.
Конфигурация транспортно-логистических потоков претерпевает существенные изменения в условиях санкционной политики недружественных стран и диктует потребность в формировании принципиально новых подходов к отраслевому менеджменту. Учитывая стратегическую и экономическую значимость задач по созданию дополнительных транспортных коридоров для международных перевозок, вопросы развития пунктов пропуска с каждым днём приобретают все большую актуальность.
ФГКУ Росгранстрой совместно с Департаментом государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России к этим задачам готово. С уверенностью могу сказать, что нам удается реализовывать намеченные и выполнять оперативные задачи по созданию комфортных условий для пересечения государственной границы. Вместе с тем мы нацелены совершенствовать текущую деятельность, внедряя новые подходы к проектированию и строительству, оперативно решать задачи краткосрочного планирования, а также продолжать укреплять межведомственное взаимодействие.
Интервью опубликовано в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности». Также тема обустройства и оснащения погранпереходов рассматривалась в рамках октябрьского форума по проектированию, организованного нашим агентством.