День первый
В качестве делегатов в Сочинской конференции приняли участие более 250 отраслевых специалистов: представители федеральных и региональных органов власти, транспортных предприятий из разных регионов страны, образовательных организаций и общественных объединений, подразделений транспортной безопасности, компаний-производителей систем безопасности.
Открылось мероприятие пленарным заседанием, рулевым которого выступил Алексей Аладьин, начальник отдела транспортной безопасности ООО «ВодоходЪ». Структурно сессия состояла из трех тематических блоков, в рамках которых прозвучали выступления в общей сложности 15 спикеров. На некоторых выступлениях хотелось бы сделать акцент.
В силу служебной занятости не смог лично присутствовать на конференции Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора. Его приветственное обращение к делегатам ТБ-2024, в котором была подчеркнута результативность экспертного диалога для совершенствования нормативной базы, зачитал модератор.
Заместитель Южного транспортного прокурора Валерий Козлов в своем докладе подчеркнул, что современные угрозы, в том числе и с использованием беспилотных аппаратов, требуют принятия субъектами превентивных мер. Просто реализации плана ОТБ на сегодняшний день, зачастую, уже недостаточно для полноценной защиты объекта. В этой связи особое значение приобретает работа в рамках межведомственного взаимодействия, которую проводит сегодня прокуратура совместно с ФСБ России и Ространснадзором.
Выступление Сергея Гришина, старшего инспектора по особым поручениям отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделений полиции на метрополитене МВД России, было логичным продолжением темы необходимости совместной работы профильных ведомств. Кроме того, он дал разъяснения по новациям нормативной базы в рамках компетенций полиции, связанным в том числе с обновленным порядком выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Позицией бизнеса в части эффективности взаимодействия с контрольно-надзорными органами и новых подходах при решении задач по обеспечению транспортной безопасности поделился в своем выступлении Сергей Вазюлин, советник Старшего вице-президента – руководителя Блока корпоративной защиты ПАО «ГМК «Норильский никель».
Нужна ли сегодня отрасли экспертиза в области транспортной безопасности? Будет ли востребован институт экспертов не только госорганами в рамках контрольно-надзорной деятельности, но и самими хозяйствующими субъектами? Эти вопросы поднял в своем докладе заместитель Председателя Ассоциации «Транспортная Безопасность Юга» Виктор Орлов. Отметим, что в ходе дискуссий второго дня работы конференции к этой теме и ее применимости на практике возвращались неоднократно, так что потребность в экспертах по ТБ существует. И Ассоциация готова вынести данную инициативу на рассмотрение в Ространснадзор, а также принять активное участие в работе над внесением необходимых изменений в нормативную базу.
Об особенностях обеспечения транспортной безопасности на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в части нормативного регулирования, а также о планах по модернизации самого загруженного на сегодняшний день МАПП Адлер рассказал в своем докладе Сергей Бондарев, заместитель директора Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой.
О том, что в 2026 году законодательством запланировано переиздание требований по ОТБ, напомнил в своем выступлении начальник управления транспортной безопасности ООО ПТБ «Арктика» Сергей Ярыгин. Времени на то, чтобы отраслевое сообщество могло вынести на рассмотрение регулятору свои предложения по корректировке НПА, основанные на практическом опыте, осталось совсем немного. И его надо использовать в полной мере. В частности, компания предлагает снять ограничения, мешающие созданию СТИ единой системы защиты группы объектов, в том числе разных видов транспорта, находящихся на одной территории. Данная мера позволит существенно снизить расходы субъекта без ущерба защищенности объектов, а также решит существующую проблему, связанную с дефицитом квалифицированных кадров как в привлекаемых ПТБ, так и в целом в отрасли.
Доклад начальника отдела транспортной безопасности и государственного надзора управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Романа Новикова был посвящен как практической реализации требований законодательства по ОТБ на ОТИ края, так и затронул вопросы, актуальные для всей дорожной отрасли. В первую очередь, это ограниченные финансовые возможности многих региональных бюджетов, а средства на оснащения объектов ИТСОТБ нужны немалые, а также требования к оснащению объектов, которым в ближайшей перспективе предстоит капремонт и, следовательно, демонтаж установленного оборудования. Спикер также на конкретных примерах указал на неочевидность критериев при присвоении той или иной категории объекту, что в результате чревато значительными и неоправданными расходами.
Отметим, что тема прозрачности при подходах к категорированию волнует не только дорожников. Этот же вопрос в своем выступлении озвучила Любовь Макарова, заместитель директора по эксплуатации ООО «Центральный автовокзал», на практике столкнувшаяся с процедурой категорирования недавно запущенного в эксплуатацию автовокзала в Ростове-на-Дону. Кроме того, обсуждение данной темы в рамках секции водного транспорта анонсировал также модератор заседания.
Актуальными и информативными были доклады представителей компаний-производителей различных направлений досмотрового оборудования, выступивших партнерами мероприятия: «ИСБ.А», «ЮПХ» и «Новые технологии». Также в рамках конференции работала экспозиционная зона, где помимо стендов партнеров свои решения делегатам представили компании DSSL, «ЕВРОТЕХ», «SeaDevice», ООО ПСЦ «Электроника», ЗАО «ПМЦ «Авангард» и группа компаний Карат.
В первый день работы ТБ-2024 для делегатов были организованы выездные практические занятия на ОТИ Сочи: в аэропорту, морском порту и на железнодорожном вокзале «Олимпийский парк».
День второй
Проблемы исполнимости, актуальности и адекватности современным угрозам обязательных требований по транспортной безопасности, обсуждение которых было начато на пленарном заседании, продолжилось на следующий день в рамках дискуссионных сессий по видам транспорта. Но, конечно, на каждом из четырех заседаний поднимались и более узкие, но не менее важные темы с учетом отраслевой специфики.
Воздушный транспорт
Наиболее высокий градус дискуссии был на авиационной секции, что вполне объяснимо. Именно гражданская авиация в связи с очередным переносом сроков гармонизации положений АБ и ТБ на март 2025 года живет уже длительное время в ситуации ожиданий и неопределенности, продолжая выполнять дублирующие требования и, соответственно, неся лишние финансовые расходы. Кроме того, именно воздушный транспорт наиболее уязвим к самому серьезному на сегодня риску попытки АНВ – террористической атаке с применением беспилотника. Да, работа над нормативной базой, призванной усилить защиту ОТИ от новых угроз идет, но совсем не теми темпами, которых ждет отраслевое сообщество, и не с тем результатом. Вступил в силу 255 приказ Минтранса России, регламентирующий порядок принятия решений о пресечении функционирования беспилотных аппаратов, но ответов на главные вопросы, в частности, кто и как ответит за последствия в случае ущерба третьим лицам после принятия такого решения работником ПТБ, он не дал. По мнению участников дискуссии, вышеуказанный порядок в настоящее время трудновыполним. Требуется серьезная проработка либо самого документа, либо дополнительных положений нормативной базы.
Острым получилось выступление Сергея Никотина, исполнительного директора Международной Ассоциации Аэропортов, охвативший широкий круг проблем, с которыми сегодня сталкиваются операторы аэропортов.
Владимир Глинкин, главный эксперт по внутренней безопасности АО «Шереметьево Безопасность», рассказал об инициативе компании, уже доведенной до Росавиации, касающейся не предусмотренной в настоящее время законодательством административной ответственности пассажиров за попытки проноса (провоза) запрещенных предметов в зону ТБ.
Генеральный директор АО «Международный Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов выступил не только как глава предприятия, но и как представитель Совета директоров по авиационной и транспортной безопасности аэропортов Северного Кавказа, поделившись проблемами, с которыми сталкиваются специалисты на земле, в том числе и в процессе подбора кадров, сильно осложненным существующей последовательностью и сроками при аттестации сил ОТБ.
Модератором авиасекции выступил Виктор Шестернин, заместитель директора по АБ и ТБ ООО «Южный Альянс». Дискуссия получилась живой, предметной и, по мнению ее участников, нужной. Огромное сожаление делегатов вызвало отсутствие представителей регулятора. Открытый диалог и обратная связь для обсуждения насущных проблем имеют практическую пользу не только для хозяйствующих субъектов.
Водный транспорт
Чтобы выработать верные решения, надо общаться. С этих слов, подтверждающих слова коллег из авиационной отрасли, но уже модератора параллельной секции Алексея Аладьина, начальника отдела транспортной безопасности ООО «ВодоходЪ», началась дискуссия специалистов речного и морского транспорта. Детально обсуждалась тема категорирования, которую поднял в стартовом докладе юрист в области транспортного права Виталий Тимофеев. В том что существующий механизм присвоения той или иной категории объектам транспортной инфраструктуры вызывает много вопросов, были единодушны практически все участники сессии. Проблема — в отсутствии единой и прозрачной методики подсчета потенциальных жертв и ущерба от АНВ, что в результате приводит как к занижению категории, так и ее завышению, а значит либо комплекс принимаемых мер по защите объекта неадекватен угрозам, либо субъект несет дополнительную финансовую нагрузку.
Делегаты делились примерами из собственного практического опыта, а также предлагали возможные пути решения данной проблемы. Например, мнение представителя Каспийского трубопроводный консорциума Евгения Малышева, что многие вопросы были бы сняты, если бы категория присваивалась объекту после оценки уязвимости, получило живой отклик у аудитории.
Практику реализации нового порядка аттестации в рамках 905 приказа Минтранса России также сложно назвать беспроблемной. Много критики вызывают сроки ее проведения, выдачи УИН, время актуальности медицинских справок и отсутствие в них единых формулировок и т. д. С учетом того что на водном транспорте только два органа аттестации, а деятельность имеет сезонный характер, все вышеперечисленные бюрократические моменты осложняют и без того непростую ситуацию с кадрами.
О том, как в текущих условиях на юге России осуществляется обеспечение транспортной безопасности акваторий морских портов Черного моря, доложил главный специалист отдела транспортной безопасности ФГБУ «АМП Черного моря» Валерий Грабовский. По мнению спикера, существующая нормативная база инертна и отстает от жизни, что в постоянно меняющейся оперативной обстановке негативно влияет на скорость принятия жизненно важных решений. Чтобы в корне изменить сложившуюся ситуацию регулятор должен внимательно прислушиваться к предложениям снизу и учитывать их при нормотворчестве.
Еще одной темой прошедшей дискуссии, которую планируется вынести на рассмотрение профильных ведомств, стали нюансы ОТБ уникальных объектов транспортной инфраструктуры, в частности буровых платформ и причалов, в силу климатических условий функционирующих всего несколько месяцев году. Часть обязательных требований, предъявляемых сегодня к подобным объектам, либо неисполнима по определению, либо неподъемна в финансовом плане.
Железнодорожный транспорт
Одной из центральных тем обсуждения участников железнодорожной секции, которую провел в качестве модератора Дмитрий Смольянов, член Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», стала реализации требований по ОТБ при осуществлении пригородных перевозок по железной дороге.
Проблемами, с которыми сталкиваются перевозчики в удаленных российских регионах, поделился в своем докладе Александр Широкожухов, начальник отдела транспортной безопасности АО «АК «Железные дороги Якутии». Предприятие осуществляет перевозки пассажиров всего 5 лет, протяженность магистрали составляет чуть менее 800 км, но эксплуатируется она в условиях вечной мерзлоты. На всех трех вокзалах железной дороги силами ПТБ осуществляются досмотровые мероприятия и в целом реализуемый комплекс мер на практике подтверждает свою эффективность. Сложности возникают при обнаружении в ходе досмотра предметов, внешне конструктивно схожих с холодным оружием и не имеющиех сертификатов. За редким исключением — это якутские ножи, которые сложно отличить от охотничьих. Незамедлительно передать полиции изъятые предметы не всегда возможно – линейные отделы есть лишь на двух вокзалах из трех. Со складами временного хранения тоже не все так просто: четкого регламента как должны изъятые предметы храниться и кто должен за них отвечать, – нет. По мнению спикера, доказывать, что конструктивно схожий с холодным оружием предмет имеет сертификат должен сам пассажир, а у работника ПТБ физически нет времени на поиски необходимой информации в интернете.
Также докладчик поднял вопрос о целесообразности ужесточения правил перевозки огнестрельного оружия пассажирами по железной дороге. Сейчас они довольно демократичные, но смогут ли работники ПТБ как-то воспрепятствовать пассажиру, который решит это оружие применить?
Еще одну серьезную проблему, с которой сталкиваются сегодня пригородные перевозчики, озвучил заместитель генерального директора по безопасности компании АО «Содружество» Андрей Ельченков. По представлению прокуратуры компании вынуждены расторгать договора с ЧОПами, но в перечень услуг ПТБ не входят вопросы охраны имущества. Как тогда обеспечить сохранность подвижного состава в пунктах отстоя, которые в массе своей не имеют категории? Совмещение функций защиты и охраны в сфере деятельности ПТБ, по мнению специалистов, могло бы решить эту проблему.
В докладе директора по развитию бизнеса группы компаний ЦРТ Андрея Хрулева были затронуты вопросы регуляторных новаций в области видеоидентификации в связи с вступлением в силу 572 ФЗ, необходимости актуализации требований к сертификации по 969, которые по ряду моментов давно не соответствуют уровню развития технологий, а также представлены практические кейсы применения биометрии на железнодорожных вокзалах. Отметим, что компания выступила партнером секции.
Концепцией строительства железнодорожной ветки и подземного тоннеля под территорией аэропорта Пулково поделился с коллегами Александр Ирошников, главный специалист по автоматизированным информационным системам Сектора по проектированию устройств СЦБ и связи электротехнического отдела АО «Ленгипротранс». Особенностью проекта уже на данном этапе является детальная проработка в части увязки технических решений по транспортной безопасности двух видов транспорта, а также реализация мер по охране объекта силами ФГП ВО ЖДТ России.
Нюансами проектирования досмотровых мероприятий на строительных площадках
метрополитена в соответствии с требованиями транспортной безопасности на примере ГУП «Московский метрополитен» поделилась в своем докладе Галина Кузьмина, главный специалист АО «НИПИИ «Ленметрогипротранс».
Отметим, что в этом году в работе секции практически не участвовали представители метро, так как накануне в Казани состоялось большое совещание с участием всех семи метрополитенов страны, посвященное вопросам ОТБ. Вкратце об этом важном мероприятии и выработанных по его итогам решениях в ходе итоговой сессии Сочинской конференции рассказал главный технолог международной Ассоциации «Метро» Вячеслав Курышев.
Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство
Обсуждение темы категорирования объектов автотранспорта и дорожного хозяйства, поднятой накануне спикерами пленарного заседания, получила продолжение и в рамках профильной секции. Проблема, в первую очередь, в отсутствии внятных и прозрачных методик проверки полноты поданных сведений, на основе которых уполномоченный орган принимает решение о присвоении той или иной категории ОТИ. В ходе дискуссии звучало мнение, что предварительную категорию, полученную на время строительстве объекта, необходимо сохранить и на период эксплуатации. Но не всегда это возможно на практике, так как застройщик, особенно в рамках концессионного соглашения, может быть заинтересован в занижении категории в целях экономии на защите строящегося объекта. А вся финансовая и организационная нагрузка потом, после пересмотра категории, ложится на субъект. Процесс обоснования необходимости выделения средств на ОТБ в дорожном хозяйстве в принципе непрост, так как речь идет о бюджетных деньгах. Кроме того, он имеет ярко выраженную региональную специфику.
Логичным продолжением темы дискуссии стал доклад главного инженера проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД ООО «ВТМ-Дорпроект» Романа Фроликова, который также затронул тему категорирования дорожных объектов, но уже с позиции проектировщика. Кроме того, спикер поделился мнением, что отсутствие в нормативной базе требований к защите объектов в период капитального ремонта является упущением регулятора, так как при выполнении таких работ, например, вполне реалистично осуществить закладку взрывного устройства. Участники секции были практически единодушны во мнении, что требования к ОТБ строящихся объектов необходимо конкретизировать, а для включения соответствующих расходов на этапе проектной документации требуются определить единые критерии.
О новых технических решениях и существующих возможностях видеоаналитики, применяемых при оснащении ОТИ дорожного хозяйства, рассказала аудитории Ольга Чернышева, директор по корпоративным продажам ООО «ДССЛ Первый». Компания выступила партнером автосекции и представила свое оборудование в экспозиционной зоне мероприятия.
Выступивший модератором заседания Константин Белоусов, директор НИИ ОПБ, к.т.н., эксперт в области транспортной безопасности, акцентировал внимание коллег на проблемных вопросах, связанных с деятельностью ПТБ. Например, время реагирования ГБР, которое в настоящее время не зафиксировано ни в одном нормативном акте, а устанавливается непосредственно заказчиком. Также он остановился на сложностях, возникающих с продлением аккредитации юрлиц в качестве ПТБ при реализации 170 приказа Минтранса России. В настоящее время проект переиздания Порядка вынесен на общественное обсуждение. В нем, в частности, учтены замечания надзорных органов и вернулось положение, касающееся аннулирования аккредитации, а также появилось такое понятие как «приостановка аккредитации». В случае принятия документа, субъектам станет легче аккредитовать собственное ПТБ. Для этого будет достаточно шести аттестованных работников. А вот в отношении упрощения процедуры продления аккредитации уже работающих на рынке ПТБ пока никаких изменений не ожидается.
Затронута была в ходе сессии также тема замены аттестации на инструктаж для водителей. Отношение к данному вопросу двойственное: с одной стороны данная новация действительно заметно сокращает расходы перевозчика. Но есть и опасения, связанные с тем что в 323 приказе МВД России о порядке выдачи заключений о возможности или невозможности допуска к работам связанным с ТБ, нет упоминаний про инструктаж, а значит фактически к перевозкам пассажиров может допущен человек, который не прошел никаких проверок на причастность к преступным организациям и т. д.
Итоги
Завершилась деловая программа Всероссийской конференции «Реалии и перспективы транспортной безопасности: экспертный диалог» итоговой сессией, в рамках которой модераторы секций поделились ключевыми моментами прошедших четырех дискуссий, а также предложениями, которые планируется включить в итоговый документ для направления в Минтранс России и другие профильные ведомства.
Отрасль транспортной безопасности сегодня живет в непростых реалиях. Вызовы времени не оставили права на ошибку при принятии решений ни законодателям, ни регуляторам, ни специалистам на местах. Очевидно, что необходимы новые подходы, высочайший уровень ответственности, аккумулирование опыта, компетенций и профессионализма всех представителей отраслевого сообщества. И состоявшийся в Сочи открытый диалог – часть этого жизненно важного процесса.
Выработка общих позиций по принципиальным вопросам, рациональная расстановка приоритетов и совместный поиск оптимальных решений сегодня помогут избежать многих ошибок завтра.