При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности с учетом новых угроз


О системе подготовки профессиональных кадров, способных в условиях новых угроз обеспечить надежную защиту ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства, в интервью журналу «Эксперт транспортной безопасности» рассказал первый заместитель генерального директора ООО «РЖД-ТБ» Дмитрий Топталов.

Уважаемый Дмитрий Юрьевич, какие объекты железнодорожного транспорта и в каких регионах России находятся под защитой подразделений ООО «РЖД-Транспортная безопасность»? Каковы структура и техническое оснащение компании?


Работники филиалов и региональных подразделений ООО «РЖД-Транспортная безопасность» осуществляют защиту ОТИ и ТС в 36 субъектах Российской Федерации — от Калининграда до Сахалина, в том числе сопровождение высокоскоростных поездов «Сапсан» и скоростных электропоездов «Ласточка».


В структуре компании имеются Центр строительства, выполняющий проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по оснащению объектов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) и инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) в целях обеспечения их транспортной безопасности и антитеррористической защищённости, защиты от противоправных посягательств; Центр транспортной безопасности, осуществляющий техническое сопровождение деятельности по использованию ТСОТБ и ИТСО на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и ТС, а также по поддержанию в период эксплуатации этих средств в технически исправном состоянии; Учебный центр повышения квалификации; отдел оценки уязвимости ОТИ. В целях повышения качества выполнения задач по защите объектов от АНВ в компании создана и функционирует кинологическая служба с использованием служебных собак по поиску взрывчатых веществ.


ООО «РЖД-ТБ» входит в саморегулируемую организацию (СРО) «Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ».


На объектах компании широко используется аппаратно-программный комплекс «ТИТАН КОНТРОЛЬ», позволяющий обеспечить оперативное взаимодействие, обмен служебной информацией между ПТБ и СРО. Кроме того, система обеспечивает оперативный мониторинг объектов, контроль качества работы сотрудников на объектах, а также соблюдения внутренних правил и распорядков, отображение защищаемых объектов на онлайн-карте, постановку задач работникам и контроль хода их выполнения, доведение до них требуемой информации на объектах, ведение графиков дежурств на объектах, просмотр треков движения работников на дежурстве.


Отмечается ли тенденция к нарастанию угроз совершения АНВ на защищаемых объектах? Какие именно потенциальные угрозы фиксируются чаще всего?


В настоящее время особенностью выполнения ООО «РЖД-ТБ» договорных обязательств по ОТБ на ОТИ является выполнение задач в условиях, связанных с проведением специальной военной операции. На сегодняшний день имеется устойчивая тенденция роста угроз совершения АНВ на защищаемых объектах, расположенных в приграничных с зоной проведения СВО районах. Так, на полигонах железных дорог увеличилось количество случаев поджогов релейных шкафов, хищения электрокабелей и вывода из строя средств сигнализации, централизации и блокировки. Имеются случаи подрыва искусственных сооружений, а также одного грузового поезда.


На основании телеграфных указаний ОАО «РЖД» подразделения ООО «РЖД-ТБ» выполняют задачи по реализации дополнительных мер, предусмотренных планами ОТБ защищаемых объектов при введении (объявлении) уровней безопасности № 2 и № 3 в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», а также приказов Минтранса России «Об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В то время как транспортная отрасль сталкивается с новыми вызовами, уровень квалификации кадров важен как никогда. Профессионализм и компетентность сотрудников ООО «РЖД-ТБ» отмечены недавно Ространснадзором. Как Вы готовите специалистов такого уровня?


Значительное число работников ООО «РЖД-ТБ», имеющих большой опыт работы в области ОТБ, в рамках проведения частичной мобилизации убыли выполнять боевые задачи, в том числе добровольцами. Как следствие, предприятие стало испытывать кадровый голод, возросла нагрузка на оставшихся работников. В связи с этим, а также новыми задачами, поставленными перед ООО «РЖД-ТБ», был осуществлён большой набор кадров, организованы их обучение, аттестация по смежным категориям сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ). Так, в настоящее время в ООО «РЖД-ТБ» более 25% работников подразделений аттестованы по двум и более категориям СОТБ, что позволяет в случае необходимости оперативно решать вопросы организации защиты новых объектов до полного комплектования вновь формируемого ПТБ путём командирования таких работников из других подразделений.


О профессионализме работников ООО «РЖД-ТБ» свидетельствуют факты выявления запрещённых к перевозке железнодорожным транспортом предметов и веществ. В частности, с 1 января 2023 года по настоящее время на защищаемых объектах в ходе проведения мероприятий по досмотру выявлено более 20 тысяч предметов, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (ЗТБ). Работниками ООО «РЖД-ТБ» приняты меры оперативного реагирования в отношении 155 бесхозных предметов, обнаруженных на ОТИ. За нарушение требований транспортной безопасности задержаны 208 человек, на транспортных средствах — 18 так называемых зацеперов.


В июле 2023 года в Туле был проведён конкурс профессионального мастерства, организованный саморегулируемой организацией «Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ». Первое место в номинации «Лучший работник подразделения транспортной безопасности по проведению досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра» занял работник нашего предприятия — инспектор Казанского вокзала Сергей Нижников.


Подготовка работников, непосредственно участвующих в защите ОТИ и ТС, осуществляется в Учебном центре повышения квалификации ООО «РЖД-ТБ».

Расскажите о деятельности Учебного центра подробнее. Как осуществляется учебный процесс подготовки СОТБ? Каково оснащение учебных аудиторий? Где и как проходят практические занятия? Используются ли в процессе обучения тренажёры и какие именно?


В связи с возросшим объёмом задач и необходимостью подготовки работников СОТБ в 2021 году в ООО «РЖД-ТБ» создан Учебный центр повышения квалификации. Компания имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, преподавательский состав Учебного центра — научные звания и степени. Учебные классы расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже.


Образовательный процесс в Учебном центре организован на основании и в соответствии со ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минтранса России от 29.12.2020 № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», приказом Минтранса России от 12.07.2021 № 232 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» и других нормативных документов. Для качественной организации учебного процесса все учебные классы оснащены компьютерами, проекторами, наглядными пособиями. В учебных классах проводятся как лекционные, так и практические занятия. Для этого в Учебном центре есть всё необходимое: учебные стационарные и ручные металлодетекторы, газоаналитическое оборудование, которое работники используют в своей служебной деятельности, элементы систем видеонаблюдения и связи.


При проведении практических занятий для приобретения навыков работы с ТСОТБ на каждом компьютере установлена и используется дистанционная интерактивная система (ДИОС), позволяющая имитировать действия сотрудников на различных технических средствах. ДИОС позволяет также обеспечивать работу в режимах обучения и проверки знаний. При отработке практических занятий по оказанию первой помощи пострадавшим используются тренажёры сердечно-лёгочной реанимации.


После изучения теоретической части по программам обучения с работниками проводятся практические занятия на вокзальных комплексах, в ходе которых отрабатываются навыки по обнаружению запрещённых предметов и досмотру пассажиров. Обучение заканчивается итоговой аттестацией, которая включает в себя теоретическую часть экзамена и практическую. Успешно сдавшим экзамен оформляется удостоверение о повышении квалификации, сведения о котором заносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».


В каком формате обучающиеся получают навыки работы с современными техническими средствами ОТБ?


Программой обучения предусмотрены практические занятия непосредственно на ОТИ. При проведении занятий для отработки практических действий по обнаружению предметов, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности, используются изготовленные преподавателями Учебного центра макеты таких предметов. Также на ОТИ регулярно проводятся тренировки с использованием этих макетов, в ходе которых выявляются возможные ошибки в действиях работников, проводится их анализ и даются разъяснения в целях их недопущения.


Помимо обучения в Учебном центре, с работниками ООО «РЖД-ТБ» организовано проведение занятий в НОЧУ ДПО «Учебный центр «Транспортная безопасность» и в ООО «Северо-Западный учебно-методический Центр «Транспортная безопасность» по курсу «Практическое занятие по идентификации взрывчатых веществ, взрывных устройств, других опасных предметов и веществ с помощью специальных технических средств».


Предусмотрены ли для сотрудников компании курсы повышения квалификации и по каким программам?


Мы тесно взаимодействуем с Российской академией путей сообщения Российского университета транспорта. В рамках реализации проектов программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» организуется подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации: «Психология взаимодействия работников с посетителями объектов», «Основы функционирования железнодорожного транспорта», «Управление трудовым корпоративным поведением персонала предприятий», «Введение в гражданскую оборону на железнодорожном транспорте», «О практике расследования несчастных случаев на производстве и минимизации возмещения морального вреда».


По состоянию на ноябрь текущего года по этим программам прошли обучение 224 работника ООО «РЖД-ТБ». В данный момент в Российской академии путей сообщения Российского университета транспорта организована подготовка по программе повышения квалификации «Эффективные педагогические технологии организации и проведения образовательного процесса в учебном центре». До конца года ещё более 220 работников Общества пройдут обучение по программе «Психология взаимодействия работников с посетителями объектов».


Как осуществляется взаимодействие подразделений с силовыми ведомствами? В целях повышения квалификации и отработки навыков проводятся ли совместные учения? Расскажите о таких мероприятиях.


Взаимодействие с силовыми ведомствами на защищаемых объектах по вопросам ОТБ осуществляется в рамках мер, предусмотренных Планами ОТБ ОТИ и другими нормативными документами. Кроме того, для каждого подразделения, осуществляющего защиту ОТИ, разрабатывается Регламент взаимодействия с руководством объекта, силовыми структурами, привлечёнными ПТБ и охраны, взаимного информирования и порядка действий при возникновении различных ситуаций, выявлении в ходе мероприятий по досмотру запрещённых предметов и при обнаружении на объекте бесхозных предметов и веществ. Положения данного Регламента доводятся до каждого работника в ходе дополнительных инструктажей и занятий, порядок действий отрабатывается по вводным руководителя занятия.


В соответствии с Планами ОТБ ОТИ на защищаемых объектах на регулярной основе проводятся совместные с правоохранительными органами учения (тренировки). Цель таких учений — отработка практических действий работников ПТБ при угрозе совершения и совершении АНВ на защищаемом объекте, и, прежде всего, вопросов взаимодействия с руководством объекта и правоохранительными органами, а также выявление и устранение уязвимых мест в защите объекта.


Кроме того, руководители подразделений самостоятельно организуют и проводят на защищаемых объектах тренировки работников по выявлению угроз совершения АНВ, в том числе по обнаружению предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничения на перемещение в зону транспортной безопасности. Тренировки планируются таким образом, чтобы в них были задействованы работники каждой смены не менее 2 раз в месяц. В ходе тренировок используются специально изготовленные тренировочные макеты, время и место проведения тренировок согласовывается с правоохранительными органами и руководством ОТИ.


Как экипированы работники транспортной безопасности на рабочих местах? Какие используются ТСОТБ?


Для эффективной деятельности работников транспортной безопасности особое внимание уделяется их материально-техническому обеспечению. Все работники ПТБ на рабочих местах обеспечены практичной форменной и постовой одеждой по сезону, сертифицированными техническими средствами (переносными средствами видеонаблюдения и связи, ручными металлодетекторами), специальными средствами, что позволяет им выполнять поставленные задачи на ОТИ и ТС в любой обстановке и в любое время года.


Защита ОТИ от АНВ осуществляется с использованием работниками установленных на этих объектах ТСОТБ, в том числе систем видеонаблюдения и контроля управления доступом, рентгенотелевизионных установок и стационарных металлодетекторов, газоанализаторов и автоматизированных комплексов радиационного контроля, локализаторов взрыва.


Есть ли проблемные моменты в работе компании? Реализация каких требований законодательства о транспортной безопасности вызывает затруднения? Какие изменения в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПТБ, Вы бы рекомендовали?


Проблемные моменты в работе ООО «РЖД-ТБ», как и любой организации, присутствуют, в том числе и затруднения в реализации отдельных требований законодательства о транспортной безопасности, регламентирующих деятельность ПТБ. Нынешние реалии и вновь возникающие вызовы показали, что для организации качественной работы по защите ОТИ и оперативного решения поставленных задач необходимо уделять особое внимание формированию и подготовке резерва работников ПТБ, непосредственно участвующих в защите объектов, применять новые технические решения и новейшие разработки технических средств для защиты объектов. Решение этих и других вопросов не представляется возможным без квалифицированных кадров.


Вместе с тем на сегодняшний день существует правовая неопределённость в области пересечения юрисдикций законодательства, регулирующего трудовые отношения работников и административную ответственность. Так, законодательством об административных правонарушениях предусмотрено привлечение к административной ответственности уполномоченных лиц из числа работников ПТБ, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и собеседование в целях ОТБ (ст. 11.15.2 КоАП РФ).


В то же время круг их должностных обязанностей, характеристика содержания трудовых функций и требования к квалификации до настоящего времени не нашли отражения ни в едином квалификационном справочнике должностей, ни в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. По сути, профессии «работник подразделения транспортной безопасности» вообще нет.


В текущем году вступил в силу приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», в котором впервые введена должность служащих в сфере транспорта, по которой осуществляется профессиональное обучение, — инспекторов подразделений транспортной безопасности (по видам транспорта). Хотелось бы, чтобы в самой ближайшей перспективе эти должности были включены в квалификационные справочники и утверждены их профессиональные стандарты, приняты решения по разработке основных программ профессионального обучения данной категории специалистов и организована их подготовка в соответствии с Порядком подготовки СОТБ в организациях, осуществляющих профессиональную образовательную деятельность.


Решение этого вопроса позволит иметь в ПТБ квалифицированных, образованных специалистов, что позволит эффективно и качественно решать вопросы ОТБ.

Данный материал размещен в №3 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.