При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Положение о подразделении транспортной безопасности — как выражение миссии и главных целей ОТБ


О ключевых идеях и задачах проекта нормативного правого акта «Положение о подразделения транспортной (авиационной) безопасности» читателям журнала «Эксперт транспортной безопасности» рассказал Эдуард Иванов, руководитель подразделения транспортной и авиационной безопасности БУ РК «Аэропорт Петрозаводск».

Построение системы антитеррористической защищенности на объектах воздушного транспорта строится на двух составляющих: транспортной и авиационной безопасности. В первом приближении принципиальных отличий не заметно.


Этот тезис подтверждается и определениями, имеющими место в законодательных актах. Так, в статье 83 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что авиационная безопасность – это «состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации». В статье 1.10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16) указано, что транспортная безопасность – это «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».


Тождественность понятий в этих определениях не явилась основанием для формирования единой системы нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов. Процесс «гармонизации» законодательства в области противодействия актам незаконного вмешательства в авиации или «объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта» привел к отмене авиационной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Такой подход привел к принятию Федерального закона от 26.02.2024 № 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ-28), который переносит отмену авиационной безопасности на 01.09.2024 г. ФЗ-28 декларирует, что в действующих нормах по транспортной безопасности отсутствует ряд требований:

  • к предполетному и послеполетному досмотру, т.к. пункт 78 Приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» содержит требования по авиационной безопасности;
  • к порядку охраны объектов аэропорта и воздушных судов;
  • к применению эквивалентных мер;
  • к аэропортовым комиссиям по авиационной безопасности;
  • к физическим характеристикам периметровых ограждений.

Данное вступление необходимо для демонстрации состояния нормативной базы в области противодействия актам незаконного вмешательства в гражданской авиации. В этой связи разработка положения о подразделении транспортной (авиационной) безопасности (далее – Положения), способного устранить или нивелировать имеющиеся противоречия, становится наиболее актуальной.

Нормативные требования отсутствуют

Приходится констатировать, что в настоящее время полностью отсутствуют нормативные требования к Положению как со стороны транспортной, так и со стороны авиационной безопасности. Одновременно с этим, установлены четкие требования по обязательной разработке Положения:

  • в части транспортной безопасности – согласно п.6.10 Постановления Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта»;
  • в части авиационной безопасности – согласно п.25 Приказа Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015 г. № 264 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил».

При этом в целях проведения аккредитации подразделении транспортной безопасности (ПТБ), в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 15 мая 2023 г. № 170 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», Росавиацией разработана «Информация о подготовке комплекта документов для получения государственной услуги по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта». В рамках этой информации указаны рекомендации к наличию осязательных разделов Положения:

  • общие положения (перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми разработано Положение, основные понятия, используемые в законодательстве по транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта (статья 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ-16)), принятые в Положении сокращения);
  • требования к работникам ПТБ;
  • задачи и функции ПТБ (содержание раздела должно учитывать конкретные мероприятия, возлагаемые на ПТБ в соответствии с действующими требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта; действующими требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта; действующими требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию);
  • состав и структура ПТБ (в разделе должны быть структурная схема ПТБ, а также текстуально раскрыты состав, структура и назначение групп ПТБ);
  • материально-техническое обеспечение ПТБ.

Данные требования безусловно вносят определенную ясность, но соответствии с диалектикой, так же являются основанием для большей неопределенности. Поскольку каждый субъект транспортной инфраструктуры наполняет разделы своим содержанием и перезагружая нормативными требованиями («включая все что можно»).

На основании данной информации проходили процесс аккредитации большое количество ПТБ. Видимо, чиновники при разработке рекомендаций к разделам Положения основывались на ныне недействующем приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 17 октября 1994 года № 76 «О введении в действие «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта».


Проект типового Положения

Предлагаем к рассмотрению проект нормативного правого акта «Положение о подразделения транспортной (авиационной) безопасности».


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о подразделении транспортной (авиационной) безопасности


1. Общие положения

1.1. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности создается и действует в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ; Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта».


1.2. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности образовывается (сформируется) и (или) привлекается для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств (в связи с Установлением уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств).


1.3. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, нормами, правилами и процедурами по транспортной безопасности, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам транспортной безопасности, а также настоящим Типовым положением.


1.4. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности взаимодействует с другими структурными подразделениями аэропорта или эксплуатанта воздушных судов, расположенными в аэропорту или пользующимися его услугами, а также с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и при решении вопросов, отнесенных к его компетенции.


1.5. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности проводит оценку уязвимости и разрабатывает План (программу авиационной безопасности аэропорта) и осуществляет ее реализацию.


1.6. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по транспортной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта или эксплуатанта воздушных судов.


1.7. Сотрудники подразделения транспортной (авиационной) безопасности обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные российским законодательством, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а при необходимости лиц, нарушающих нормы, правила и процедуры транспортной безопасности, задерживать в установленном порядке.


1.8. Ответственность за организацию, состояние и обеспечение транспортной безопасности в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на подразделения транспортной (авиационной) безопасности, несет руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности.

2. Задачи и функции подразделения транспортной (авиационной) безопасности


2.1. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности обязано обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по транспортной безопасности. При этом основными задачами Подразделения транспортной (авиационной) безопасности являются:

  • предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов;
  • осуществление в установленном порядке досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;
  • организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;
  • разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности;
  • осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по транспортной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
  • предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушных судов и др.) на договорных условиях.

2.2. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности в соответствии с возложенными на него задачами:

  • разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания;
  • разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта. В целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников;
  • осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • принимает дополнительные меры транспортирной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;
  • совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц - авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;
  • организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания;
  • учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;
  • организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;
  • осуществляет пропускной режим в зонах транспортной безопасности ОТИ, выявляя и задерживая нарушителей, и передает их в правоохранительные органы;
  • анализирует состояние обеспечения транспортной безопасности безопасности аэропорта.

2.3. Для обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей подразделение транспортной (авиационной) безопасности может использовать служебное оружие в соответствии с Федеральный законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Решение о применении служебного оружия для каждого Подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждается Аэропортовой комиссией по авиационной безопасности.


2.4. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности имеет право:

  • требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся его услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
  • делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости - и о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении ими норм, правил и процедур авиационной безопасности;
  • требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний по устранению недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;
  • производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;
  • беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;
  • изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.5. Уполномоченным сотрудникам служб авиационной безопасности предоставляется право проверки состава экипажа и осуществление контроля загрузки воздушных судов, включая осмотр пассажирских салонов, кабины пилотов, грузовых, бытовых, технических отсеков и документов данного рейса.


3. Структура и состав подразделения транспортной (авиационной) безопасности

3.1. Положение о подразделении транспортной (авиационной) безопасности, а также структура и штатное расписание подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждается руководителем организации.


3.2. Должностные инструкции работников подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждаются руководителем подразделения транспортной (авиационной) безопасности.


3.3. Численность сотрудников подразделения транспортной (авиационной) безопасности определяется руководителем аэропорта, эксплуатанта воздушных судов, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом установленной категории аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.


3.4. Комплектование подразделения транспортной (авиационной) безопасности личным составом производится по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации.


Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:

 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

5) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;

7) не прошедшие в порядке, установленном действующим законодательством, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.


3.5. Работники подразделения транспортной (авиационной) безопасности проходят обязательную специальную подготовку и аттесацию по учебным планам и программам.


3.6. Возмещение вреда, причиненного работнику подразделения транспортной (авиационной) безопасности увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.


4. Руководство подразделения транспортной (авиационной) безопасности:

4.1. Возглавляет подразделение транспортной (авиационной) безопасности руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности, который подчиняется заместителю руководителя аэропорта по транспортной безопасности, а при отсутствии такой должности - непосредственно руководителю организации.

4.2. Руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности назначается на должность и освобождается от должности руководителем аэропорта по согласованию с межрегиональным территориальным управлением Росавиации.

4.3.Руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности несет персональную ответственность за состояние транспортной безопасности и выполнение функциональных задач и мероприятий подразделения транспортной (авиационной) безопасности в полном объеме настоящего Положения.


5. Материально-техническое и финансовое обеспечение подразделения транспортной (авиационной) безопасности.

5.1. Администрация аэропорта обязана создать подразделению транспортной (авиационной) безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на него задач по обеспечению авиационной безопасности аэропорта и охраны труда. В этих целях должно быть предусмотрено:

  • наличие в зданиях аэропортов (аэровокзалов) оборудованных и оснащенных техническими средствами специальных зон контроля для проведения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров, исключающих возможность контракта прошедших досмотр с лицами, не имеющими отношения к обслуживанию конкретных рейсов;
  • наличие на грузовых складах и комплексах оборудованных зон для проведения досмотра груза, почты и бортпитания;
  • наличие на территории аэропорта оборудованных мест стоянок для специального обследования воздушных судов при чрезвычайных обстоятельствах;
  • наличие ограждения и инженерно-технических средств охраны периметров, объектов, контрольно-пропускных пунктов аэродрома;
  • наличие оборудованных путей для патрулирования спецавтотранспорта;
  • наличие условий для надежного хранения оружия и боеприпасов, исключающих возможность их хищения и утраты;
  • наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, летного состава и работников других служб аэропорта по вопросам авиационной безопасности.

5.2. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушных судов      осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.


Подразделение транспортной (авиационной) безопасности должно быть обеспечено:

  • служебными и складскими помещениями, а также оборудованием и мебелью для них;
  • автотранспортом для обеспечения деятельности службы;
  • средствами радио- и телефонной связи;
  • предметами форменной и специальной одежды гражданской авиации и другими материальными средствами.

Структура ПТАБ (условные обозначения: кат – категория по ТБ)

По нашему мнению, в предложенном проекте Положения выражается миссия и главные «цели» обеспечения транспортной безопасности, а также, закладываются ключевые идеи:

  • статус сотрудника ПТАБ, как представителя авиационного персонала;
  • приписка «авиационной» необходима для выделения на фоне других подразделений по видам транспорта с целью формования особых задач и функций.

Данный материал размещен №1 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2024 год.