О новом уровне ответственности сотрудников ПТБ, их должностных обязанностях и правах говорили участники прошедшего в Москве форума «Подразделения транспортной безопасности реалии и перспективы».
18 июня 2024 года в Москве по инициативе Ространснадзора и при участии более 150 делегатов – руководителей ПТБ из разных регионов России, представителей профильных ведомств, транспортных предприятий, образовательных и общественных организаций, компаний-производителей ТСОТБ и отраслевых экспертов – состоялся форум «Подразделения транспортной безопасности: реалии и перспективы». Организатором дискуссионной площадки выступило ИА «Эксперты безопасности».
О целях и задачах, стоящих перед участниками мероприятия, а также наиболее острых вопросах к деятельности ПТБ, возникающих у контрольно-надзорных органов, в преддверии форума в прямом эфире фидбэк-сессии рассказал Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора.
По его словам, в условиях проведения СВО транспортная безопасность является важнейшим элементом обороноспособности страны. Работать сегодня в отрасли не имея патриотического настроя, не будучи готовым внести свой вклад в общую победу – невозможно. И именно «сверка часов» в части понимания профессиональным сообществом этих продиктованных временем важнейших принципов, и была одной из главных задач мероприятия. Забегая вперед отметим, что именно Сергей Игонин провел итоговую сессию форума, которая была необычной по формату и крайне полезной с практической точки зрения по содержанию.
А началась деловая программа форума с пленарного заседания, модератором которого выступил Михаил Рябов, советник генерального директора АО «НИИАС». В стартовом докладе Аделя Халиуллина, начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления транспортной безопасности Ространснадзора, был затронут широкий круг тем, непосредственно связанных с осуществлением деятельности подразделениями и предложен ряд перспективных направлений по повышению ее эффективности.
О реализации полномочий органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности доложил Дмитрий Сарычев, заместитель начальника отдела Главного управления на транспорте МВД России.
Время требует перемен в нормативной базе, регулирующей вопросы транспортной безопасности. С этого тезиса начал свое выступление Иван Автаев, первый заместитель начальника Управления транспортной безопасности ОАО «РЖД». Существующие требования, по мнению эксперта, не просчитывались с экономической точки зрения, отчего многие из них реализовать на практике крайне сложно, а иногда и совсем нереально.
О важности конструктивного диалога ПТБ с органами исполнительной власти и роли общественных организаций в организации такого взаимодействияговорил в своем выступлении Алексей Пятигорский, советник Председателя правления СРО «Транспортная безопасность». Отметим, что эксперт, знающий нюансы работы регулятора изнутри за годы работы в профильном Департаменте Минтранса России, участвовал в дискуссии на протяжении всего форума. Его вопросы к выступающим были остры, а комментарии точны и компетентны.
В докладах спикеров пленарного заседания, а потом и в ходе тематических сессий не раз были затронуты те изменения в ФЗ-16, которые скоро вступят в силу, и напрямую касаются деятельности ПТБ: полномочия по противодействию беспилотным аппаратам и использование в работе служебных собак. До 1 сентября времени осталось совсем немного, а у отрасли по-прежнему вопросов гораздо больше, чем понимания как реализовать на практике полученные права, и на кого, например, будет возложена ответственность, если реализация новых полномочийработником ПТБ приведет к ущербу СТИ или третьих лиц.
Также не раз было озвучено вполне понятное беспокойство представителей авиаотрасли в связи с вступлением в силу поправок по гармонизации положений авиационной и транспортной безопасности. Не секрет, что сопутствующая нормативная база к настоящему моменту сформирована далеко не полностью.
Доклад Константина Белоусова, с которого стартовала первая из двух тематических сессий, был посвящен практическому анализу нового порядка аккредитации юрлиц в качестве ПТБ и вызвал живейший отклик коллег в зале. В 170 приказе Минтранса России есть очевидные плюсы, но при этом многие положения документа вызывают законные вопросы.
Ситуацию с продлением аккредитации уже работающих ПТБ, которая сложилась в настоящее время в отрасли, сложно назвать нормальной. Аккредитовать новое юрлицо сегодня гораздо проще, чем подтвердить право осуществлять данный вид деятельности компании, которая давно работает на этом рынке, имеет практический опыт и хорошие рекомендации. Понятно, что логичнее было бы как раз наоборот.
Также в новом порядке отсутствует само понятие аннулирования аккредитации и, соответственно, нет причин для него, что приводит к отсутствию каких-либо барьеров к работе на рынке недобросовестных компаний.
Модератором сессии, тематика которой напрямую касалась человеческого фактора в ТБ и сопутствующих моментов, выступила Марина Жарикова, начальник УЦТБ РАПС ФГБОУ ВО «Российский Университет транспорта (МИИТ)». Делегаты обсудили вопросы качества подготовки отраслевых кадров, зачастую не отвечающего ни требованиям законодательства, ни уж тем более вызовам сегодняшнего дня и предложили возможные пути исправления данной ситуации. Также были озвучены проблемы, возникающие при реализации нового порядка аттестации сил ОТБ.
Заместитель гендиректора Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Сергей Лисин сообщил самые последние новости хода работы над отраслевым профессиональным стандартом, проект которого в настоящее время направлен в Минтруд. Есть надежда, что уже в сентябре долгожданный документ будет вынесен на общественное обсуждение.
Третья сессия, которую провел член Правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Дмитрий Смольянов, имела практическую направленность. В том числе говорили о технологиях и оборудовании, применяемых как для защиты объектов транспортной инфраструктуры, так и в работе подразделений транспортной безопасности.
О возможностях современных инспекционно-досмотровых комплексов с системе мер по обеспечению транспортной безопасности в своем докладе рассказал Александр Буров, коммерческий директор ООО «ИСБ.А». Систему сбора и обработки информации для управления процессами по ОТБ транспортных предприятий любого масштаба презентовал Андрей Кувалдин, заместитель директора по развитию программных продуктов АО «Транссеть». Эффективности автоматических систем обнаружения опасных и запрещенных веществ при досмотре на транспорте и не только было посвящено выступление Алексея Шабли, технического директора ГК «ЮПХ».
Отметим, что в рамках форума работала экспозиционная зона, где на стендах компаний «ЮПХ», «Байтэрг» и «ВИДАУ СБ» делегаты могли лично ознакомиться с продукцией и решениями отечественного производителя.
Завершением работы форума стала итоговая сессия, в ходе которой Сергей Игонин на примере типового КПП на объекте транспортной инфраструктуры подробно обрисовал наиболее частые нарушения и их последствия как для привлеченного ПТБ, так и субъекта.
Начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора заявил о готовности ведомства к продуктивному диалогу с подразделениями транспортной безопасности и явной недостаточности такого контакта на сегодняшний день. И первым, наиболее простым и эффективным шагом к началу взаимодействия, может стать профилактический визит, инициированный ПТБ.
Он также подчеркнул, что все более значимой становится работа отраслевых общественных организаций, которые имеют каналы и возможности, в том числе с выходом на уровень региональных властей, для оказания содействия в решении проблем, возникающих у подразделений при осуществлении деятельности по защите объектов от актов незаконного вмешательства.
Форум ПТБ состоялся и стал первым очным мероприятием, организованным в рамках соглашения о сотрудничестве между Ространснадзором и ИА «Эксперты безопасности». Насколько продуктивным получился этот опыт и все ли запланированные темы удалось обсудить – своим мнением об этом с читателями журнала «Эксперт транспортной безопасности» поделился Сергей Игонин. Интервью с ним, а также другие материалы на полях прошедшей дискуссии читайте в №2 за 2024 год.
Для всех очевидно, что подразделения транспортной безопасности сегодня стали важнейшим элементом системы мер ОТБ. Не вызывает споров и тот факт, что нормативная база, регулирующая деятельность ПТБ, нуждается в корректировке. Многие поднятые в ходе форума вопросы касаются не только работы подразделений, но затрагивают отрасль в целом и, конечно, требуют дальнейшего обсуждения и совместного поиска наиболее оптимальных решений с участием максимально широкого круга специалистов и заинтересованных сторон.
И эта работа будет продолжена уже совсем скоро, на площадке Сочинской конференции «Реалии и перспективы транспортной безопасности: экспертный диалог» в сентябре текущего года.