При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Резолюция форума «Обеспечение транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства»

По результатам выступлений и обсуждений 25 октября 2022 года рекомендовано:


1 Минтрансу России:

1.1. Установить в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных ПП РФ

от 31.12.2020 № 2418, что с компетентным органом в области ОТБ подлежит согласованию не только предварительная категория строящегося ОТИ, но и решение застройщика о включении строящегося ОТИ в реестр объектов, не подлежащих категорированию.


Правильное включение застройщиком ОТИ в реестр объектов, не подлежащих категорированию, в соответствии с критериями, установленными в Приказе Минтранса России № 331, позволит при проектировании избежать ошибок в оснащении ОТИ техническими средствами ОТБ, не возникнет необходимость дополнительно оснащать ОТИ после строительства, подводить к нему инженерные сети.


1.2. Внести в Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденные ПП РФ

от 31.12.2020 № 2418, следующее положение: «Исходя из определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства в начале разработки проектной документации проводится предварительная оценка уязвимости строящегося объекта транспортной инфраструктуры.


Предварительная оценка уязвимости строящегося объекта транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности или организацией, аккредитованной компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения предварительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе договора с Застройщиком».


1.3. В Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных ПП РФ от 21.12.2020 № 2201, уточнить критерии определения единого пункта управления обеспечения транспортной безопасности для нескольких объектов транспортной инфраструктуры.


С учетом наличия в настоящее время технических возможностей, позволяющих организовать единый ПУОТБ на большое количество ОТИ, целесообразно, не привязывать организацию единого ПУОТБ только к ОТИ на «одном участке дороги», а определить иные критерии (расстояние ОТИ от ПУОТБ, количество ОТИ на один ПУОТБ) или исключить их. Это позволит оптимизировать расходы субъекта транспортной инфраструктуры на ОТБ.


1.4. Внести изменения в Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные ПП РФ от 26.09.2016 № 969, в части дополнения перечня условий, при которых будут обеспечиваться функциональные свойства интеллектуального видеонаблюдения. В частности, возможность использования в качестве освещения инфракрасной подсветки видеокамер.


На некоторых ОТИ нет возможности обеспечить уровень освещенности, необходимый для работы технических средств интеллектуального видеонаблюдения (в подмостовом пространстве на мостах и путепроводах). В следствии чего, сертифицированные технические средства ОТБ не смогут реализовать свои функциональные свойства.


1.5. Внести изменения в Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденные ПП РФ от 08.10.2020 №1635, в части введения единого ПУОТБ для нескольких ОТИ, с учетом специфики эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.


1.6. Установить нормы, определяющие мероприятия по защите ОТИ от беспилотных летательных аппаратов и наделяющие сотрудников сил ОТБ и ПТБ полномочиями по пресечению полетов беспилотных воздушных судов в ЗТБ ОТИ.


1.7. В Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорт, утвержденные ПП РФ

08.10.2020 г. №1633, внести изменения, согласно которым необходимо:


  • выделить и оборудовать на ОТИ отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами ОТБ одного или группы ОТИ;
  • установить конфигурацию и границы ЗТБ ОТИ, а также определить понятие ЗТБ ОТИ;
  • установить конфигурацию и границы частей ЗТБ ОТИ, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется, а также определить понятие указанной части ЗТБ;
  • установить конфигурацию и границы частей ЗТБ ОТИ, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а также определить понятие указанной части ЗТБ;
  • установить конфигурацию и границы частей ЗТБ ОТИ, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей ОТИ, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а также определить понятие указанной части ЗТБ.

1.8. В Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденные ПП РФ

08.10.2020 г. №1635, внести изменения:


  • установить определение части ЗТБ ОТИ, в которой в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется;
  • установить определение части ЗТБ ОТИ, допуск физических лиц в которую осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;
  • установить определение части ЗТБ ОТИ, допуск в которую ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

1.9. Включить в п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, являющихся железнодорожными пассажирскими остановочными пунктами, в том числе входящими в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций, находящимися на железнодорожных участках Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров, утвержденных ПП РФ от 31 декабря 2020 г. №2449 участок Болшево-Фрязино МЦД-5.



2 Главгосэкспертизе России:

2.1. В условиях значительного повышения уровня террористической опасности и в целях предупреждения «закладок» взрывчатых веществ на этапе строительства, согласовывать проекты с переносными приборами для обнаружения взрывчатых и иных опасных веществ на этапе строительства.


2.2. В случае необходимости, выступить инициатором изменений в нормативные правовые акты для возможности согласования проектов с переносными приборами для обнаружения взрывчатых и иных опасных веществ на этапе строительства.


Список использованных сокращений:

ОТБ – обеспечение транспортной безопасности

ЗТБ – зона транспортной безопасности

ОТИ – объект транспортной инфраструктуры

ПП РФ – Постановление Правительства Российской Федерации

ПУОТБ – пункт управления обеспечением транспортной безопасности

Результаты рассмотрения резолюции Департаментом транспортной безопасности Минтранса России
Официальное письмо от 21.01.2023 г.