При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Ространснадзор проведет отбор экспертов


Ведомственный документ об аттестации экспертов прокомментировал в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» Геннадий Лещов, председатель комиссии по информатизации и цифровизации Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, директор НИЦЭТ Российского университета транспорта, к. э .н.

Осенью 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24.05.2022 № ВБ-266фс «Об аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора)».


Документом утвержден перечень экспертиз по видам транспорта, требующих привлечение экспертов и критерии их аттестации; определён состав административных процедур при её проведении, порядок и сроки проведения экзаменов.


Среди обязательных критериев для эксперта называется высшее образование по профилю и 5-летний стаж по специальности. Заявление можно подать лично либо по электронной почте с простой электронной подписью. Если будет принято положительное решение по кандидатуре эксперта, назначат экзамен, состоящий из устной и письменной части. Срок действия аттестации эксперта ограничен пятью годами. Реестр аттестованных экспертов будет вести Ространснадзор. В Положении об аттестационной комиссии указано, что в её составе должно быть не менее 9 человек. Форму заявления претендентов также найдёте в приказе № ВБ-266фс.


Проблема легитимности деятельности экспертов в сфере транспорта назрела давно. Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» регулируются следующие виды экспертной деятельности: оценочная, судебная экспертиза и независимая техническая экспертиза транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный закон от 22.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 991 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта» определяют, что к участию в контрольных (надзорных) мероприятиях могут привлекаться эксперты.


Но больше всего вопросов вызывает тот факт, что такой эксперт должен иметь статус, определённый в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. То есть иметь документы, подтверждающие его принадлежность к экспертной деятельности. В Постановлении Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля», указано, что критериями аттестации экспертов являются не только образование, стаж работы, но и профессиональные навыки и знания правового регулирования в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности, а также предусмотрена сдача квалификационного экзамена в аттестационной комиссии контрольного (надзорного) органа.


До принятия приказа Ространснадзора этот нормативный правовой документ не давал чётких определений, а лишь вызывал вопросы. Например, какие документы являются достаточными для подтверждения экспертной квалификации, связанной с хозяйственной деятельностью, а тем более, когда они отсутствуют в перечне экспертных специальностей. Непонятно, как могут принимать и оценивать квалификационные экзамены по экспертной деятельности члены комиссии, не владеющие этими экспертными знаниями.



То есть до сих пор ни в одном документе не закреплены требования к экспертам, не определены методики проведения экспертиз. При этом потребность в их проведении колоссальная. Особенно при ведении судебных споров. Эксперты работают, предъявляют заказчикам работ дипломы и сертификаты, ссылаются на собственную грамотность. По статистике, 64 % проводимых в России экспертиз выполняется негосударственными экспертами. Но легитимного органа, который определял бы их экспертность, до сих пор не существовало.


В этой связи приказ Ространснадзора закладывает фундамент для начала этой большой и сложной работы. Упорядочивая виды экспертиз по видам транспорта и закладывая требования к экспертам, он станет первым документом, который позволит сделать деятельность экспертов в сфере транспорта прозрачной.


Приказ не только систематизирует экспертизы по видам транспорта, по которым Ространснадзор вправе привлекать экспертов, но и закрепляет требования к ним. Например, высшее образование по профилю экспертизы. То есть для экспертизы в области гражданской авиации при выполнении авиационных работ больше нельзя будет привлечь эксперта с высшим техническим образованием в области железнодорожного транспорта. Что на сегодняшний день встречается сплошь и рядом. При этом не может специалист полноценно оценить работу всех видов транспорта.


Приказом Ространснадзора также закрепляется правила проведения аттестации таких специалистов и описывается перечень документов, который они должны предоставить. Определяется порядок и сроки проведения аттестационных экзаменов. Ространснадзор будет не только заниматься аттестацией экспертов, но вести реестр специалистов. Реестр будет общедоступен, и каждый сможет оперативно проверить данные из него.



Самое главное, приказ закладывает основы систематизации экспертной деятельности. Работа эта большая, но её необходимо начинать. Далее будет разработана методологическая основа по видам экспертиз, построены соответствующие перечни.



Целесообразным видится создание саморегулируемой организации (СРО) экспертов и закрепления в законодательстве обязанности каждого эксперта быть её членом. Модель саморегулирования по своей сути передача государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту – саморегулируемой организации.



Создание СРО в сфере обеспечения безопасности на транспорте ─ дело времени, и значимость транспортных вузов в этой области главенствующая, так как в обязанности СРО входит не только контроль наличия профильного образования, но и регулярное повышение квалификации её членов. А для этого требуется разрабатывать, актуализировать и совершенствовать учебные программы и разрабатывать экспертные методики транспортных исследований.


Поэтому вполне логично, что такая организация должна быть создана на базе ассоциации «Высшие учебные заведения транспорта» и РУТ МИИТ, так как именно здесь сконцентрированы передовая научная база и квалифицированные педагогические кадры по разнообразным областям знаний. В настоящее время это единственная возможность объединить в своем составе всех заинтересованных участников, сформировав органы управления, обучения и контроля за деятельностью её членов, к которым относятся и эксперты в сфере транспорта.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности». Выход первого в 2023 году номера издания запланирован на апрель.
Хотите получить пилотный номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности