При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Цель – снижение количества нарушений, а не привлечение к ответственности


В сфере контроля (надзора) происходят существенные изменения, отвечающие требованиям современности. Теперь акцент ставится именно на профилактике правонарушений, устанавливаются дистанционные форматы взаимодействия.
Об этом и многом другом рассказал в интервью нашему журналу заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Хуртин.

Уважаемый Александр Александрович, как проверочные мероприятия осуществляются в ходе контрольно-надзорной деятельности? Какой от них ожидается эффект? Не является ли введение этих мероприятий ослаблением контроля за деятельностью субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) в области обеспечения транспортной безопасности (ОТБ)?


С принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» расширился перечень и контрольно-надзорных, и профилактических мероприятий. Порядок их проведения также установлен данным федеральным законом. С точки зрения организации профилактические мероприятия можно разделить на несколько видов.


Так, часть мероприятий направлена на анализ и раскрытие определённой информации для органа в целом. Например, в ходе информирования размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии на официальном сайте в сети Интернет руководства по соблюдению обязательных требований и перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля. Другие носят точечный, индивидуальный характер. Так, в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках таких нарушений при отсутствии подтверждённых данных о том, что они причинили вред, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение.


На мой взгляд, не совсем верно говорить об ослаблении контроля — профилактические мероприятия помогают выстраивать с контролируемыми лицами упорядоченный и законный диалог, не несущий дополнительной административной нагрузки. Это мы видим по результатам проводимых, в том числе центральным аппаратом, профилактических визитов и консультирований. В ходе этих мероприятий инспекторами разбираются наиболее сложные и вызывающие затруднения вопросы с участием тех лиц, на которых возложены обязанности по их решению. Определенно, в условиях сокращения количества проверок это необходимый инструмент.


Расскажите о спецрежимах контрольно-надзорных мероприятий — постоянном рейде и обязательном мониторинге. Каковы их цели? Каков порядок их применения и порядок проведения? Какие сложности в их осуществлении могут возникнуть у контрольно-надзорных органов?


Положением о федеральном государственном контроле в области транспортной безопасности предусмотрено проведение специальных режимов контрольно-надзорной деятельности. К ним относятся: обязательный мониторинг, постоянный рейд. Обязательный мониторинг осуществляется в отношении контролируемых лиц, владельцев объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), перечень которых определён приказом Министерства транспорта РФ от 22.10.2021 № 355 «Об утверждении Перечня отнесённых к первой и второй категориям объектов транспортной инфраструктуры, на которых в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется обязательный мониторинг». Постоянный рейд проводится в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций на определённой территории (акватории).


Цель постоянного рейда — выявление нарушений на транспортных средствах во время перевозочной деятельности. Возможно также проведение проверки и работы подразделений транспортной безопасности (ПТБ) на ОТИ, обслуживающих эти транспортные средства. Постоянные рейды планируются территориальными органами Ространснадзора ежеквартально, пункты для их проведения установлены приказом Службы на строго определённых ОТИ. Основной сложностью для инспекторов является жёстко регламентированное время взаимодействия — не более получаса для одного перевозчика за рейд.


Обязательный мониторинг — это относительно новая форма контроля, которая ещё не в полной мере освоена органами государственного контроля в целом. В Ространснадзоре активное проведение обязательного мониторинга в 2023 году только началось. Целью данного спецрежима является удалённое получение инспектором требуемой информации. В первую очередь, это видеозаписи с технических средств ОТИ. Обязательной мониторинг может проводиться только в отношении ОТИ, включенных в соответствующий приказ. План проведения этого спецрежима формируется на год и утверждается руководителем Службы.


Главная сложность на сегодняшний день — техническая: требуется подключить каналы связи, настроить рабочие места. Работа в этом направлении ведется.


Отмечу важный момент — в отношении объектов, на которых осуществляется обязательный мониторинг, в соответствии с законом не проводятся плановые проверки. Таким образом, в перспективе — это еще одна возможность снизить административную нагрузку на предприятия без снижения уровня защищенности.


Расскажите о таких понятиях, как «тест-ситуация» и «тест-эксперимент». Что изменилось в части проведения этих мероприятий после принятия ФЗ-248?


Новый ФЗ-248 продолжил развитие ранее применявшихся инструментов контроля. В соответствии с этим документом, введено контрольное (надзорное) действие — эксперимент. Он заключается в использовании предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на перемещение в зону транспортной безопасности, или тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований). В ходе эксперимента для контролируемого лица создаётся тест-ситуация, как правило, связанная с действиями ПТБ по проведению досмотра и выявлением нарушителей пропускного режима.


Важное изменение — теперь должностные лица Ространснадзора уполномочены сами выступать в роли тест-субъектов.


С 1 июля 2021 года по ФЗ-248 есть изменения в порядке досудебного обжалования решений/действий/бездействия контрольных (надзорных) органов и подачи жалобы. Обязательна ли эта процедура и куда обращаться СТИ для реализации этой возможности?


Для федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и Ространснадзора как участника эксперимента по внедрению использование механизма досудебного обжалования через соответствующую информационную систему является обязательным. Порядок рассмотрения жалоб, а именно так теперь называются обращения контролируемых лиц, регламентирован данным федеральным законом и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, введённом Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.


Подать жалобу можно через уже привычный всем нам интернет-портал «Госуслуги».  Дополнительное регулирование осуществляет Минэкономразвития России. Следует особо указать на тот факт, что сроки рассмотрения жалоб были существенно сокращены в связи с особыми условиями, вызванными пандемией коронавируса и сложной геополитической обстановкой.


На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое существенно ограничивает контрольно-надзорную деятельность. В чём особенность этого документа контрольно-надзорных органов для СТИ? В каком режиме, согласно этому документу, проводятся плановые и внеплановые проверки?


Указанным постановлением серьезно ограничены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Так, плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля высокого и чрезвычайно высокого рисков, а внеплановые — только при условии согласования с органами прокуратуры.


Для проведения мероприятия по контролю должны иметься веские основания, такие как, например, непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Следует сказать, что обязательные требования в области транспортной безопасности в первую очередь рассматриваются с этой стороны. Таким образом, должностные лица Ространснадзора прилагают максимум усилий для проработки вопроса о согласовании внеплановой проверки при наличии на то оснований. При этом, конечно, окончательное решение остается за соответствующим прокурором.


Для СТИ такой режим важен тем, что является дополнительным «фильтром», позволяющим избежать лишнего административного давления при злоупотреблении отдельными гражданами правом на обращения в органы государственной власти.


Расскажите об имеющейся статистике нарушений. Что вызывает у СТИ наибольшие затруднения в реализации установленных требований?


Продолжают выявляться факты ненадлежащего оснащения ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ); непроведения либо несвоевременного проведения оценок уязвимости; разработки и реализации планов ОТИ; выполнения работ по ОТБ неаттестованными лицами; непривлечения ПТБ в случаях, установленных обязательными требованиями, а кроме того — ненадлежащая организация досмотра в целях ОТБ.


Ространснадзором ведется работа по упрощению ряда обязательных требований без снижения уровня защищенности объектов с учетом данной статистики. В частности, на площадках Министерства транспорта Российской Федерации, аппарата Национального антитеррористического комитета, транспортных ассоциаций предложено:

  • отменить обязательную сертификацию ТСОТБ, которая составляет до 30 % стоимости оборудования, не влияя на его эффективность;
  • сократить количество категорий аттестаций сил обеспечения транспортной безопасности (категории дублируют между собой функциональные требования);
  • позволить физическим лицам проходить самостоятельную аттестацию на право выполнения работ по ОТБ.

Отмечу, что данное предложение было поддержано и учтено при подготовке Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», вступающего в силу 1 сентября текущего года.


Реализация этих предложений, по моему мнению, позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

Данный материал размещен в сентябрьском номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.