Пленарным заседанием открылась вчера двухдневная конференция «Реалии и перспективы транспортной безопасности: экспертный диалог», рулевым которого выступил Алексей Аладьин, начальник отдела транспортной безопасности ООО «ВодоходЪ». Структурно сессия состояла из трех тематических блоков, в рамках которых прозвучали выступления в общей сложности 15 спикеров. На некоторых выступлениях хотелось бы сделать акцент.
В силу служебной занятости не смог лично присутствовать на конференции Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора. Его приветственное обращение к делегатам ТБ-2024, в котором была подчеркнута результативность экспертного диалога для совершенствования нормативной базы, зачитал модератор.
Заместитель Южного транспортного прокурора Валерий Козлов в своем докладе подчеркнул, что современные угрозы, в том числе и с использованием беспилотных аппаратов, требуют принятия субъектами превентивных мер. Просто реализации плана ОТБ на сегодняшний день, зачастую, уже недостаточно для полноценной защиты объекта. В этой связи, особое значение приобретает работа в рамках межведомственного взаимодействия, которую проводит сегодня прокуратура совместно с ФСБ России и Ространснадзором.
Выступление Сергея Гришина, старшего инспектора по особым поручениям отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделений полиции на метрополитене МВД России, было логичным продолжением темы необходимости совместной работы профильных ведомств. Кроме того, он дал разъяснения по новациям нормативной базы в рамках компетенций полиции, связанным в том числе с обновленным порядком выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Позицией бизнеса в части эффективности взаимодействия с контрольно-надзорными органами и новых подходах при решении задач по обеспечению транспортной безопасности поделился в своем выступлении Сергей Вазюлин, советник Старшего вице-президента – руководителя Блока корпоративной защиты ПАО «ГМК «Норильский никель».
Об особенностях обеспечения транспортной безопасности на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в части нормативного регулирования, а также о планах по модернизации самого загруженного на сегодняшний день МАПП Адлер рассказал в своем докладе Сергей Бондарев, заместитель директора Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой.
О том, что в 2026 году законодательством запланировано переиздание требований по ОТБ, напомнил в своем выступлении начальник управления транспортной безопасности ООО ПТБ «Арктика» Сергей Ярыгин. Времени на то, чтобы отраслевое сообщество могло вынести на рассмотрение регулятору свои предложения по корректировке НПА, основанные на практическом опыте, осталось совсем немного. И его надо использовать в полной мере. В частности, компания предлагает снять ограничения, мешающие созданию СТИ единой системы защиты группы объектов, в том числе разных видов транспорта, находящихся на одной территории. Данная мера позволит существенно снизить расходы субъекта без ущерба защищенности объектов, а также решит существующую проблему, связанную с дефицитом квалифицированных кадров как в привлекаемых ПТБ, так и в целом в отрасли.
Доклад начальника отдела транспортной безопасности и государственного надзора управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Романа Новикова был посвящен как практической реализации требований законодательства по ОТБ на ОТИ края, так и затронул вопросы, актуальные для всей дорожной отрасли. В первую очередь, это ограниченные финансовые возможности многих региональных бюджетов, а средства на оснащения объектов ИТСОТБ нужны немалые, а также требования к оснащению объектов, которые в ближайшей перспективе ожидает капремонт и, следовательно, демонтаж установленного оборудования. Спикер также на конкретных примерах указал на неочевидность критериев при присвоении той или иной категории объекту, что в результате чревато значительными и неоправданными расходами.
Отметим, что тема прозрачности при подходах к категорированию волнует не только дорожников. Этот же вопрос в своем выступлении озвучила Любовь Макарова, заместитель директора по эксплуатации ООО «Центральный автовокзал», на практике столкнувшаяся с процедурой категорирования недавно запущенного в эксплуатацию автовокзала в Ростове-на-Дону. Кроме того, обсуждение данной темы в рамках секции водного транспорта анонсировал также модератор заседания.
Актуальными и информативными были доклады представителей компаний-производителей различных направлений досмотрового оборудования, выступающих партнерами мероприятия: «ИСБ.А», «ЮПХ» и «Новые технологии».
В рамках пленарки эксперты не раз возвращались к теме беспилотной угрозы, способов и технологий защиты объектов, а также несовершенства нормативной базы в данной сфере. Вне всяких сомнений, в рамках секционных заседаний и с учетом специфики по видам транспорта дискуссия будет продолжена и сегодня.
В силу служебной занятости не смог лично присутствовать на конференции Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора. Его приветственное обращение к делегатам ТБ-2024, в котором была подчеркнута результативность экспертного диалога для совершенствования нормативной базы, зачитал модератор.
Заместитель Южного транспортного прокурора Валерий Козлов в своем докладе подчеркнул, что современные угрозы, в том числе и с использованием беспилотных аппаратов, требуют принятия субъектами превентивных мер. Просто реализации плана ОТБ на сегодняшний день, зачастую, уже недостаточно для полноценной защиты объекта. В этой связи, особое значение приобретает работа в рамках межведомственного взаимодействия, которую проводит сегодня прокуратура совместно с ФСБ России и Ространснадзором.
Выступление Сергея Гришина, старшего инспектора по особым поручениям отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделений полиции на метрополитене МВД России, было логичным продолжением темы необходимости совместной работы профильных ведомств. Кроме того, он дал разъяснения по новациям нормативной базы в рамках компетенций полиции, связанным в том числе с обновленным порядком выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Позицией бизнеса в части эффективности взаимодействия с контрольно-надзорными органами и новых подходах при решении задач по обеспечению транспортной безопасности поделился в своем выступлении Сергей Вазюлин, советник Старшего вице-президента – руководителя Блока корпоративной защиты ПАО «ГМК «Норильский никель».
Об особенностях обеспечения транспортной безопасности на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в части нормативного регулирования, а также о планах по модернизации самого загруженного на сегодняшний день МАПП Адлер рассказал в своем докладе Сергей Бондарев, заместитель директора Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой.
О том, что в 2026 году законодательством запланировано переиздание требований по ОТБ, напомнил в своем выступлении начальник управления транспортной безопасности ООО ПТБ «Арктика» Сергей Ярыгин. Времени на то, чтобы отраслевое сообщество могло вынести на рассмотрение регулятору свои предложения по корректировке НПА, основанные на практическом опыте, осталось совсем немного. И его надо использовать в полной мере. В частности, компания предлагает снять ограничения, мешающие созданию СТИ единой системы защиты группы объектов, в том числе разных видов транспорта, находящихся на одной территории. Данная мера позволит существенно снизить расходы субъекта без ущерба защищенности объектов, а также решит существующую проблему, связанную с дефицитом квалифицированных кадров как в привлекаемых ПТБ, так и в целом в отрасли.
Доклад начальника отдела транспортной безопасности и государственного надзора управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Романа Новикова был посвящен как практической реализации требований законодательства по ОТБ на ОТИ края, так и затронул вопросы, актуальные для всей дорожной отрасли. В первую очередь, это ограниченные финансовые возможности многих региональных бюджетов, а средства на оснащения объектов ИТСОТБ нужны немалые, а также требования к оснащению объектов, которые в ближайшей перспективе ожидает капремонт и, следовательно, демонтаж установленного оборудования. Спикер также на конкретных примерах указал на неочевидность критериев при присвоении той или иной категории объекту, что в результате чревато значительными и неоправданными расходами.
Отметим, что тема прозрачности при подходах к категорированию волнует не только дорожников. Этот же вопрос в своем выступлении озвучила Любовь Макарова, заместитель директора по эксплуатации ООО «Центральный автовокзал», на практике столкнувшаяся с процедурой категорирования недавно запущенного в эксплуатацию автовокзала в Ростове-на-Дону. Кроме того, обсуждение данной темы в рамках секции водного транспорта анонсировал также модератор заседания.
Актуальными и информативными были доклады представителей компаний-производителей различных направлений досмотрового оборудования, выступающих партнерами мероприятия: «ИСБ.А», «ЮПХ» и «Новые технологии».
В рамках пленарки эксперты не раз возвращались к теме беспилотной угрозы, способов и технологий защиты объектов, а также несовершенства нормативной базы в данной сфере. Вне всяких сомнений, в рамках секционных заседаний и с учетом специфики по видам транспорта дискуссия будет продолжена и сегодня.