При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Новости и события в сфере безопасности

Эксперты отрасли обсудили острые вопросы цифровизации транспортного комплекса России

Какие проблемы решают новые транспортные технологии? Как сейчас идет цифровая трансформация транспортной отрасли нашей страны? Что важно в оперативной реализации возможностей? На эти и другие вопросы ответили лидеры мнений и эксперты в области цифровизации транспортной отрасли.

Участники конференции «Цифровизация транспорта 2022», прошедшей 20 сентября в Москве, говорили об актуальных вопросах применения цифровых технологий, представили ведущие практики их использования и определили точки роста для инноваций в транспортных технологиях будущего. Будущее транспортных технологий в интеграции цифровых продуктов, существующих в реальном времени. Современному транспорту нужен не просто мониторинг ситуации на дорогах, как это делается сейчас, а возможность управлять процессом. Умные технологии помогут сделать транспорт безопаснее и быстрее.

Пленарная сессия началась выступлением руководителя представительства в Центральном федеральном округе Университета Иннополис Анны Малиновской, которая обозначила основные моменты стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Шесть направлений, обозначенных документом, опираются на ряд технологий. Среди них технологии пространственного анализа и моделирования, а также «беспилотие». Спикер подчеркнула, что цифровая трансформация во всех отраслях, в том числе на транспорте, сегодня в фокусе всех: от органов власти до компаний-производителей технологий.

Заместитель председателя общественного совета при Минтрансе России Борис Лоран остановился на ряде острых вопросов, в том числе замене иностранных технологий. По словам спикера, часть профессионального сообщества, имеющего отношение к разработке и внедрению инноваций, не понимает, что происходит в стране и за её пределами. То есть до сих пор не оценила, что времени на раскачку нет. В экстренной ситуации надо принимать оперативные решения. Общественный совет при Минтрансе России проводит исследование рынка и знает, что у нас есть свои разработки, но реализуются они с большим трудом. В этой связи Борис Лоран пригласил российских производителей цифровых технологий и решений быть ближе к тем, для кого они работают, говорить о своих продуктах, доказывать их конкурентность, в том числе на площадке общественного совета.

По словам докладчика, общественный совет в составе семи комиссий с рабочими группами по отдельным проблемным вопросам транспортной отрасли всегда готов поддержать инновации отечественной разработки.


«Если ваша разработка нужна транспорту, будем поддерживать и продвигать. Необходимо отстаивать технологии, которые позволят обеспечить транспортную отрасль России собственными технологиями»– подчеркнул Борис Лоран.

О цифровизации транспорта как обеспечении возможностей для развития рассуждал руководитель рабочей группы по исследованию Умных городов Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко. Вопросами идеологии цифровизации транспорта он занимается несколько лет и утверждает, что трансформация имеет пролонгированный эффект, когда с изменением технологий меняется всё вокруг. Так радикальные эволюционные изменения произойдут и с приходом цифровых технологий. Поэтому так важно сегодня проработать будущий облик, а потом уже строить прогнозы о внедрении. Когда разрабатывалась стратегия московского транспортного узла, рассчитывали на внедрение цифровых технологий, в том числе на полную беспилотность, а также работу системы, позволяющую моделировать транспортные потоки. По словам спикера, сейчас всё внимание должно быть обращено на безопасность, а не на скорость внедрения. Внедряя цифровые технологии, мы должны понимать, что это не только преимущества, но и уязвимость. Любая слабина будет использоваться против. Нужен тотальный контроль уязвимости систем на вредоносные внедрения.

Отвечая на вопрос, какие задачи будут возложены в этой связи на частный бизнес, Константин Трофименко ответил, что цифровизация в нашей стране идет по пути централизации под эгидой государства, а не частного бизнеса. Но возможности бизнеса при реализации технологий огромны.


Михаил Кораблев, главный конструктор АО «ГЛОНАСС» также поднял вопрос безопасности и информационной защищённости. Сегодня мы идем по пути формирования доверенной навигационной системы. Применяются технологии комплексирования, так как существует проблема в подделке навигационного сигнала. Нельзя быть на сто процентов уверенным в верности данных исключительно со спутника. Мир идёт к составлению комплексной системы. В России строится система комплексированной навигации Консул, позволяющая отслеживать местоположение интеграцией нескольких систем как спутниковой, так и наземной инфраструктуры.


О внедрении в транспортную отрасль технологий электронного документооборота рассказал в своем выступлении Антон Шевченко, владелец продукта ИС ЭПД, руководитель направления транспортного ЭДО, ООО «Астрал-Софт». Спикер отметил, что к 2024 году 70% документов на транспорте будет переведена в электронный вид. Электронные документы по своей сути реестр, существующий в режиме реального времени и меняющийся в процессе работы. Электронное взаимодействие помогает решать многие проблемы. Если технологии, зарождающиеся в разных сферах грамотно интегрировать, можно многого добиться.

Дмитрий Ольховиков, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» затронул тему развития интеллектуальных транспортных систем. По его мнению, для решения задач по импортозамещению в ИТС важно прежде всего подготовить кадры. У ИТС есть перспективы. До 2024 года системы будут внедрены в 27 агломерациях, до 2030 года ещё в 66. Ключевые проблемы и риски в их развитии прежде всего связаны с влиянием санкций. Но и их со временем можно преодолеть.

Транспорт Технологии Импортозамещение Цифровизация