В условиях глобализации и усиления взаимодействия международных экономических субъектов важным фактором развития является транспортная стратегия стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в части обеспечения транспортной безопасности (ОТБ).
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган, осуществляющий разработку мер в области ОТБ и контроль за их реализацией в рамках ЕАЭС, в состав которого входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Уважаемая Елена Ивановна, как обеспечить безопасность перемещения пассажиров, товаров и грузов по территориям государств — членов Евразийского экономического союза и за его пределами в новой геополитической реальности? Какие нормативные документы принимаются в рамках ЕАЭС с этой целью?
Согласно ст. 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в ЕАЭС осуществляется скоординированная транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надёжности, доступности и экологичности. Одна из задач этой политики — обеспечение безопасности на транспорте. В соответствии с п. 5 ст. 86 Договора Высший Евразийский экономический совет утвердил Основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики государств — членов ЕАЭС, среди целей которых — обеспечение безопасности на транспорте, совершенствование законодательства государств — членов ЕАЭС в этой сфере, в том числе с учётом положений международных договоров.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3744-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Один из его ключевых проектов — «Бесшовная грузовая логистика». Проект предусматривает внедрение системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами на межгосударственном уровне, создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров, а также развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции, создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу.
На площадке ЕЭК главами государств — членов ЕАЭС 19 апреля 2022 года подписано Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. Документ имеет статус международного договора и устанавливает правовую основу для применения в ЕАЭС нового технологического инструмента контроля при перевозках товаров и транспортных средств — навигационных пломб. Использование указанной технологии позволяет на длительном расстоянии в онлайн-режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке, за счёт чего обеспечивается «прозрачность» перевозок.
Соглашение направлено на минимизацию мер государственного контроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечение их законного оборота на территории Союза. Соглашением предусмотрено поэтапное введение отслеживания с учётом категорий товаров и видов транспорта, которыми они будут перемещаться. Такой подход обеспечит постепенную адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым, отвечающим современным требованиям, условиям работы.
Сфера действия Соглашения распространяется исключительно на перевозки, осуществляемые по территориям двух стран Союза и более.
В сфере железнодорожного транспорта принята Рекомендация Коллегии ЕЭК от 29.03.2016 № 4 «Об общих подходах к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи». Согласно этому документу, в целях выполнения требований к обеспечению безопасности перевозочного процесса перевозчиком разрабатывается, документально оформляется, внедряется, поддерживается в актуальном состоянии и постоянно улучшается система управления безопасностью. Для этого, в частности, внедряются и применяются соответствующие процедуры, в том числе процедуры управления рисками, несоответствиями, корректирующими действиями, проведения внутренних аудитов, управления документацией и записями; определяются функции, полномочия и ответственность подразделений и должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности, а также ресурсы, необходимые для реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса; проводятся мониторинг и анализ перевозочного процесса.
Система управления безопасностью должна включать в себя процессы и процедуры, обеспечивающие соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами государств — членов ЕАЭС и актами оператора инфраструктуры в области обеспечения безопасности перевозочного процесса; реализацию мер по идентификации опасностей и управлению рисками, включая определение методов и лиц, ответственных за выявление опасностей, оценку рисков, разработку плана мероприятий или корректирующих действий, а также их реализацию; ведение учёта и анализ причин нарушений безопасности на железнодорожном транспорте; наличие уровня подготовки и квалификации кадров, необходимого для выполнения установленных требований, и прочее.
К основным направлениям скоординированной транспортной политики государств — членов ЕАЭС в сфере воздушного транспорта относится обеспечение безопасности полётов и авиационной безопасности. В данном направлении выделяются следующие этапы: применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при обеспечении безопасности полётов и авиационной безопасности; создание интегрированной информационной базы данных авиационных событий для систем управления безопасностью полётов государств — членов ЕАЭС; гармонизация систем обслуживания воздушного движения в государствах — членах ЕАЭС в целях создания «бесшовного» воздушного пространства.
Какие меры принимаются для быстрого, бесшовного и безопасного пересечения государственных границ стран — участников ЕАЭС?
В рамках ЕАЭС действует безвизовый режим. Помимо этого, действует также Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты.
Расскажите о мероприятиях, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, направленных на:
Каждое государство — член ЕАЭС самостоятельно определяет порядок информирования об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС. Так, например, в Российской Федерации действует приказ Минтранса России от 16.02.2011 № 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».
Расскажите о гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в области гражданской авиации в части ОТБ.
На площадке комиссии принят ряд Рекомендаций Коллегии в сфере авиации. Например, в Рекомендации Коллегии ЕЭК от 26.11.2019 № 37 «О гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в области гражданской авиации» сформулирован перечень соответствующих предложений. Согласно перечню, рекомендуется гармонизация в сфере обеспечения профессиональной квалификации авиационного персонала; лётной годности воздушных судов; упрощения формальностей; управления безопасностью полётов; безопасной перевозки опасных грузов по воздуху.
В рамках первого направления необходимо выработать согласованный подход при определении понятия «авиационный персонал» и связанного с ним перечня профессий и специальностей с учётом рекомендуемой практики ИКАО; квалификационные требования к физическим лицам для получения свидетельства авиационного персонала и к признанию действительности указанных свидетельств, а также требования к переподготовке авиационного персонала и к сертификации авиационного учебного центра, в том числе по оценке применяемых тренажёрных устройств имитации полёта. Необходимо также гармонизировать подходы к оценке уровня профессиональной квалификации авиационного персонала и согласовать требования к лицам, имеющим право оценивать этот уровень. Следует также согласовать требования к медицинскому освидетельствованию и осмотру авиационного персонала, правила сертификации экспертных авиационных медицинских организаций и авиационных медицинских экспертов, а также нормы, устанавливающие особенности режима рабочего времени авиационного персонала.
В рамках второго направления следует гармонизировать нормы лётной годности воздушных судов, эксплуатируемых на территориях государств — членов ЕАЭС и основания для выдачи соответствующего сертификата; основания для введения ограничений (приостановления действия) сертификата лётной годности воздушного судна; процедуры оценки соответствия воздушного судна нормам лётной годности, а также нормы, определяющие обязанность владельца или эксплуатанта воздушного судна предоставлять информацию о состоянии лётной годности, проведении технического обслуживания и ремонта воздушного судна, а также данные об эксплуатации воздушного судна; требования по выдаче разрешения эксплуатанту воздушного судна на использование радиопередающей аппаратуры; процедуры сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, а также признания сертификата по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, выданного иностранным государством.
Необходимо также гармонизировать положение, в соответствии с которым государство регистрации воздушного судна, впервые внёсшее его в свой реестр, если данное государство не является государством разработчика, выдаёт сертификат лётной годности или признаёт действительность этого сертификата и уведомляет государство разработчика о внесении указанного воздушного судна в свой реестр в соответствии с Приложением № 8 «Лётная годность воздушных судов» к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции 1944 г.).
В рамках третьего направления необходимо гармонизировать требования, определяющие условия проведения санитарной обработки воздушных судов; положения, предусматривающие создание условий для свободного передвижения по территориям государств — членов ЕАЭС всем членам экипажей воздушных судов без исключения; положения, предусматривающие создание условий для упрощённого въезда, пребывания и выезда членов экипажей воздушных судов, являющихся гражданами третьих стран, при выполнении рейсов на территориях государств — членов ЕАЭС; положения, предусматривающие предоставление авиационным компаниям государств — членов ЕАЭС права на установление норм и правил провоза багажа и ручной клади.
В рамках четвёртого направления необходимо гармонизировать порядок обмена, защиты и хранения данных и информации о безопасности полётов на межгосударственном уровне.
И в рамках пятого направления следует привести в соответствие порядок определения эксплуатантов воздушных судов, допущенных к перевозке опасных грузов при регулярных пассажирских перевозках, а также выдачи разрешений на перевозку таких грузов и освобождения от действия технических инструкций; порядок предоставления отчётов о происшествиях и взаимном обмене информацией о выявлении незадекларированных (неправильно задекларированных) опасных грузов.
Как в рамках ЕАЭС осуществляется взаимодействие в области авиационной безопасности?
25 мая 2022 года на 5-м заседании Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта было одобрено создание рабочих (экспертных) органов по безопасности полётов и авиационной безопасности при Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств — членов ЕАЭС. Рабочая группа по безопасности полётов создана для повышения эффективности государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности полётов. Её основными задачами являются выработка скоординированной политики, а также организация систематического взаимодействия государств — членов ЕАЭС по указанным вопросам.
Председательство на заседаниях рабочей группы и общее руководство её работой осуществляется на ротационной основе с периодичностью один год представителем уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, занимающим должность не ниже заместителя министра. В этом году, например, председательствует Республика Беларусь. Так, на последнем заседании были рассмотрены поправки в Приложение № 19 «Управление безопасностью полётов» к Чикагской конвенции, а также отмечена необходимость анализа норм, подлежащих имплементации в национальное авиационное законодательство государств — членов ЕАЭС. Изменения вносятся по следующим направлениям: совершенствование положений Государственной программы по безопасности полётов и системы управления безопасности полётов (СУБП); расширения сферы применения СУБП.
Какова перспектива создания постоянно действующего консультативно-совещательного органа по авиационной безопасности в рамках Евразийского экономического союза? Какие вопросы он должен решать?
Как было сказано ранее, в 2022 году была создана рабочая (экспертная) группа по авиационной безопасности. Цели и задачи, закреплённые в положении о рабочей (экспертной) группе, являются теми вопросами, которые должны быть решены. Среди них: содействие национальным службам по внедрению в практику Глобального плана обеспечения авиационной безопасности ИКАО; разработка инструментов эффективной реализации государствами — членами ЕАЭС действующих и новых стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в отношении механизма непрерывного мониторинга реализации универсальной программы проверок в сфере обеспечения авиационной безопасности ИКАО на основе современных информационных технологий; развитие сотрудничества учебных центров и электронных средств обучения; выявление и мониторинг угроз и факторов риска нарушения авиационной безопасности, выработка и внедрение эффективных и адекватных мер противодействия; и т.д.
Председательство в рамках рабочей (экспертной) группы по авиационной безопасности в 2023 году осуществляется российской стороной. Председатель рабочей (экспертной) группы информирует Совет руководителей об итогах консультаций, а также о выработанных группами рекомендациях и предложениях.
В 2023 году состоялись заседание рабочей (экспертной) группы по авиационной безопасности (4 октября 2023 года), семинар «Обмен опытом обеспечения авиационной безопасности и организации проведения аудиторских проверок комиссиями ИКАО по авиационной безопасности» (15–16 февраля 2023 года) с участием представителей рабочей группы по авиационной безопасности; международная конференция «50 лет службе авиационной безопасности гражданской авиации» (12 июля 2023 года) с участием представителей рабочей группы по авиационной безопасности. На информационной платформе Евразийской экономической комиссии были созданы чаты для обмена информацией между представителями рабочих (экспертных) групп.
В конце календарного года председателем Рабочей группы по авиационной безопасности утверждается план работы на следующий год. Итогом выполнения плана 2023 года стала выработка скоординированной политики государств — членов ЕАЭС в области транспортной безопасности.
Данный материал размещен в №3 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.