При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
ЦОДД Москвы: мы знаем безопасный путь


Что сделано для безопасности на дорогах столицы? Какие технологии при этом используются и какие задачи есть в данном направлении? Об этом и многом другом – в интервью заместителя руководителя ГКУ «ЦОДД» по контролю за использованием и развитием информационных систем и ресурсов Сергея Ломтева.

Сергей Александрович, расскажите, что делает ЦОДД для того, чтобы Москва стала безопасной? Какие технологии для этого используете?


Москва – регион № 1 в России по уровню безопасности дорожного движения. Показатель социального риска по итогам 2022 года составил 2,3 погибших на 100 тыс. жителей – по сравнению с 2010 годом он снизился в 2,8 раз. Совместно с Госавтоинспекцией мы продолжаем предпринимать меры по снижению аварийности и повышению безопасности на дорогах города. Благодаря комплексному подходу к развитию транспортной системы и участию коллег из столичного ГАИ мы смогли сохранить тысячи жизней за последние несколько лет.


Например, в 2022 году провели больше 1000 изменений в организации движения: добавили новые пешеходные переходы, островки безопасности, изменили разметку и установили светофоры, в первую очередь там, где было больше всего ДТП. А непосредственно в очагах аварийности реализовали почти 300 мероприятий для снижения аварийности. Каждые две недели вместе с коллегами из других ведомств собираемся на рабочей группе, детально разбираем причины каждой аварии, чтобы избежать их в будущем.


В Москве работает одна из самых современных систем фотовидеофиксации. Она включает в себя 3,8 тыс. комплексов. На конец 2022 года камеры фиксировали 59 типов нарушений, включая такие сложные, как выезд на забитый перекрёсток (т.н. остановку на «вафельной» разметке), непропуск пешеходов на переходах, непристегнутый ремень и прочее. С 2015 года мы установили 557 комплексов фотовидеофиксации в 531 очаге аварийности. В результате 87% – это 462 адреса – перестали быть очагами аварийности.


Кроме того, камеры на дорогах помогают не только контролировать соблюдение ПДД, но и находить угнанные авто. За 10 лет благодаря комплексам фотовидеофиксации автомобильных краж в Москве стало меньше на 93 %. За прошедший год зафиксировано 948 угонов автомобилей – это почти в 14 раз меньше, чем в 2012-м, когда система фотовидеофиксации только заработала. Каждая машина, которая проезжает по московским дорогам, попадает в среднем в объективы 14 камер. Благодаря этому полиция может находить украденный транспорт. Правоохранительные органы в режиме онлайн получают информацию о том, что камера зафиксировала угнанный автомобиль, и могут отследить и остановить его.


ИТС Москвы — самая технологичная в России. Как она помогает обеспечению безопасности? Какие сегменты системы можно выделить?


Сегодня ЦОДД – мощнейший вычислительный центр. Здесь мы имеем возможность на основе больших данных прогнозировать дорожную ситуацию, регулировать транспортные потоки, мониторить дорожную инфраструктуру. Сейчас мы оперируем системой, которая контролирует в режиме реального времени более 50 тыс. светофоров, 3,8 тыс. камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, больше 200 дорожных табло, 3,9 тыс. датчиков движения.


Всем оборудованием управляет набор информационных систем. Например, система мониторинга дорожной обстановки следит за ситуацией на дорогах и предоставляет оперативную информацию о заторах, авариях и других происшествиях. Она оснащена камерами, интеллектуальными аналитическими системами и другими средствами, которые помогают быстро обнаруживать и реагировать на разные ситуации.


Система интеллектуального управления светофорами координирует работу светофоров в городе, чтобы движение было равномерным, перекрёстки не забивались, а городской транспорт получал приоритет в самых сложных местах.


Систему мониторинга за дорожным движением обеспечивают почти 4 тыс. камер телеобзора ЦОДД и ещё более 200 тыс. городских. Они работают 24/7 и позволяют оперативно реагировать на происшествия на улицах.


С помощью системы управления городским транспортом можно получить информацию о движении автобусов, электробусов и трамваев. Другие системы позволяют видеть перемещения такси и прокатных автомобилей. Эти данные позволяют нам не только оптимизировать движение, но и улучшать инфраструктуру: развивать сеть выделенных полос, добавлять пешеходные переходы, парковки для такси и прочее.

На МКАД и ключевых магистралях Москвы планируется установить новейшие камеры видеоаналитики. Эксперимент уже запущен на МКАД. Для каких целей реализуется проект? Какие есть результаты?


В прошлом году для безопасности на МКАД и ключевых городских магистралях установили 1,3 тыс. камер видеоаналитики, из них почти 800 – на МКАД. Они распознают 13 видов инцидентов, среди которых длительная остановка в полосе движения, пожар, езда задним ходом, выход на проезжую часть и другие. В режиме реального времени за несколько секунд они передают потоковое видео в Ситуационный центр ЦОДД с уведомлениями о нестандартных ситуациях на дорогах.


В комплексе с другими мерами камеры видеоаналитики позволили сделать МКАД безопаснее. В 2022 году по сравнению с 2020 годом уменьшилось число: аварий на 13 % (меньше на 98 ДТП); погибших на 52 % (41 сохранённая жизнь); раненых на 10 % (меньше на 88 человек).


Расскажите о проекте – Инновационный центр «Безопасный транспорт». Какие задачи и цели проекта?


В основе высоких результатов деятельности ЦОДД лежит работа с большим количеством данных, которые мы собираем из разных источников. Именно для работы с ними и решения задач Транспортного комплекса Москвы в 2017 году был создан Инновационный центр «Безопасный транспорт». Ежедневно в ЦОДД поступает более 400 млн пакетов данных с различных точек сбора. Это информация с детекторов транспорта, комплексов фотовидеофиксации, треков бортового оборудования городского транспорта, камер видеонаблюдения. Аналитики исследуют эти данные, причём не только информацию в режиме реального времени, но и в ретроспективе. Анализ и визуализация позволяют принимать тактические и стратегические решения, а также улучшать городские сервисы.


В своей работе Вы ищете новые технологии и нестандартные решения. Что можете отметить из решений в 2022 году и какие планы по оснащению на 2023 год?


Мы действительно постоянно ищем новые технологии и используем передовые разработки, чтобы сделать дороги Москвы безопаснее и комфортнее. В 2022 году мы успешно внедрили несколько инновационных решений.


Один из самых важных наших проектов – это развитие приложения «Московский транспорт», в котором сполна реализуется концепция мобильности как единой услуги. Это мобильная платформа, с помощью которой можно спланировать и организовать поездку, где сочетаются разные виды городского транспорта, заранее известна цена, а параметры поездки можно настроить под свои предпочтения. В 2022 году мы добавили несколько важных функций. Например, расширили функционал для автомобилистов – теперь в приложении можно узнать загруженность дорог, построить маршрут с учётом ограничений, найти парковку, а главное — оплатить её сразу в приложении, без перехода в другие сервисы.


Для аренды самокатов Юрент также появилась бесшовная оплата в «Московском транспорте» – это удобно, ведь пользователям больше не нужно скачивать несколько приложений, чтобы совершить поездку. Мы рассчитываем, что вскоре это станет возможным для самокатов всех операторов. Ещё добавили сервис для любителей речных прогулок: поиск причала, выбор судна, просмотр расписания, покупка официальных билетов по фиксированной цене. Помимо этого, сделали удобный раздел для использования «Тройки» с возможностью привязывать транспортную карту, пополнять и блокировать, переносить баланс с карты на карту и видеть полную историю поездок. В этом году мы планируем интегрировать в «Московский транспорт» ещё больше сервисов, сделать возможной оплату проката автомобилей и покупку билетов на «Аэроэкспресс», а также улучшить интерфейс приложения.


Мы также используем передовые технологии в ИТС и организации дорожного движения. Так, в качестве эксперимента на Таллинской улице мы установили новый тип подсветки пешеходного перехода, когда свет рассеивается под углом 180°, равномерно освещая пешеходов.


Продолжаем использовать в столице бело-лунную секцию светофора, которая позволяет пешеходам и поворачивающему транспорту на перекрёстке двигаться одновременно. В Москве уже 147 адресов с такими светофорами. Они позволяют сократить время ожидания для пешеходов и велосипедистов на 40 % и увеличить пропускную способность перекрёстка до 30 %.


В 2023 году мы планируем внедрить новые системы видеоаналитики и совершенствовать существующие технологии для повышения эффективности работы системы управления дорожным движением.

Данный материал размещен в первом номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.