При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Подтвердить
Подразделения транспортной безопасности: вчера, сегодня, завтра

5–6 июня 2025 года в Москве при участии более 200 делегатов из разных регионов страны прошёл уже второй форум, посвящённый деятельности ПТБ. Тематика выступлений и вектор дискуссии были продиктованы многочисленными изменениями нормативной базы последнего года, напрямую затрагивающими работу подразделений.

Деловая программа первого дня форума включала в себя пленарное заседание, тематическую и дискуссионную сессии. Второй день прошёл «в поле»: на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) столичного региона были организованы практические занятия для делегатов. Но обо всём по порядку.

Новации нормативной базы


Модератором пленарного заседания форума подразделений транспортной безопасности (ПТБ), как и годом ранее, выступил Михаил Рябов, советник генерального директора АО «НИИАС», подчеркнувший исключительную важность задач, стоящих сегодня перед всей отраслью транспортной безопасности (ТБ) и непосредственно перед ПТБ. Изменения нормативной базы в области обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) за прошедший год, по мнению эксперта, в целом направлены на устранение существующих уязвимостей, но есть проблемные моменты в части их реализации. И основные новации, которые сегодня требуют разъяснений и уточнений, связаны с борьбой с беспилотными аппаратами, причём не только летательными.


Михаил Рябов поделился с коллегами некоторыми результатами проведённой институтом — головной в ОАО «РЖД» организацией в сфере ТБ — масштабной работы с производителями средств радиоэлектронного подавления, радиолокационных станций, средств оптического обнаружения и радиосканеров. Исследование включало в себя обследование производителями объектов ОАО «РЖД» и испытания специальных технических средств на полигонах. Кроме того, было обращено внимание на необходимость расширения полномочий групп быстрого реагирования ПТБ для более эффективного реагирования на беспилотные угрозы в зонах безопасности.


Доклад Александра Зорина, начальника отдела надзора за авиационной безопасностью Управления транспортной безопасности Ространснадзора, вышел далеко за рамки изначальной заявленной тематики, связанной с первыми результатами проверок реализации требований нового порядка досмотра в связи с вступлением в силу с 1 марта 2025 года приказа Минтранса России от 04.02.2025 № 34 «Об установлении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности» и наиболее часто выявляемыми нарушениями. Он также говорил о расширении перечня надзорных мероприятий, мало используемых (и напрасно) субъектами транспортной инфраструктуры (СТИ) возможностях внутреннего аудита, необходимости усилить работу с персоналом, так как именно с человеческим фактором по-прежнему связана большая часть нарушений. Спикер призвал субъекты смотреть на реализацию требований в первую очередь через призму безопасности, а уже потом использовать имеющиеся возможности оптимизировать расходы.


Отметим, что участие в форуме Александра Зорина не ограничилось докладом. На протяжении всей деловой программы он давал комментарии, разъяснения и ценные советы по множеству вопросов, поступавших от делегатов и находящихся в компетенции Ространснадзора. И это был тот самый конструктивный диалог, который сегодня так востребован отраслью, и он был воспринят профессиональным сообществом с огромной благодарностью. Напомним, что именно Ространснадзором был инициирован первый форум ПТБ и поддержан второй.



За прошедший год издано порядка 40 нормативных правовых актов (НПА), непосредственно связанных с ОТБ и преимущественно разработанных Минтрансом России. С оценки  масштабной работы, осуществлённой регулятором, начал своё выступление советник Председателя Союза — руководителя Совета СРО «Транспортная безопасность» Алексей Пятигорский, отметивший, что работа велась при тесном взаимодействии с экспертным и бизнес-сообществом. Многие предложения учтены и нашли своё отражение в изданных актах, но правоприменение демонстрирует немало нерешённых вопросов, а отдельные нормы требуют уточнений.

Одной из центральных тем доклада стал вопрос ответственности работника ПТБ при применении спецсредств в целях пресечения функционирования беспилотных аппаратов. По мнению спикера, отдельные положения, установленные ст. 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», носят неоднозначный характер и влекут неопределённость при их реализации. В отсутствие законодательно закреплённых норм правомерности принятия решения о пресечении и критериев непревышения крайней необходимости или необходимой обороны освобождение работников ПТБ от ответственности полностью зависит от судебных решений.

Также до настоящего момента законодательно не установлено, что именно включает в себя осуществляемая ПТБ защита от актов незаконного вмешательства (АНВ), не решён вопрос разграничения ответственности СТИ и ПТБ при реализации мер и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение угроз и совершение АНВ, в связи с чем при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами зачастую возникают спорные вопросы по оценке соответствия деятельности ПТБ установленным обязательным требованиям.


О том, как изменились задачи ПТБ в условиях проведения специальной военной операции и какие навыки специалистов, стоящих на страже железных дорог, сегодня наиболее востребованы, говорил в своём выступлении Иван Автаев, первый заместитель начальника Управления транспортной безопасности ОАО «РЖД». В настоящее время защиту железнодорожной инфраструктуры обеспечивают порядка 61 тыс. работников, на эти цели компания тратит колоссальные средства, но затраты полностью оправданы. По мнению спикера, необходимо выйти с инициативой законодательного закрепления правового статуса, функционала и ответственности работников ПТБ по аналогии с федеральными законами о ведомственной и частной охране.


Начальник управления транспортной безопасности ООО ПТБ «Арктика» Сергей Ярыгин озвучил результаты подробного анализа основных изменений в требованиях к знаниям и навыкам сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) в связи с вступлением в силу с 1 сентября приказа Минтранса России от 04.04.2025 № 119 «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности». Разбор плюсов и минусов документа спикер провёл на примере 5-й категории. Стоит отметить, что к вышеупомянутому приказу в ходе форума эксперты возвращались неоднократно, выражая обеспокоенность перспективой внеочередной аттестации в связи с выходом документа и сопутствующими издержками. Но регулятор оперативно принял необходимые меры, и на момент выхода номера этот вопрос полностью снят с повестки.


Александр Буров,коммерческий директор ООО «ИСБ.А», выступившего партнёром мероприятия, рассказал аудитории о возможностях использования инспекционно-досмотровых комплексов в целях ОТБ. Компания на сегодня является единственным производителем инспекционно-досмотровых комплексов, получившим на единицу продукции сертификат в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Следующим шагом будет сертификация линейки оборудования.


По традиции в рамках форума была организована экспозиция отечественных производителей технических средств и решений для ОТБ, где наряду с ООО «ИСБ.А» со своим оборудованием делегатов ознакомили компании «Новые технологии», «Байтэрг» и ГК «ЮПХ».

Практика реализации


Вторую сессию, посвящённую особенностям практической деятельности ПТБ по видам транспорта, открыл Николай Бородаенко, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора. В своём выступлении он затронул неудовлетворительный уровень подготовки кадров, который нередко фиксируется при проверках, подчеркнул необходимость при заключении договора ПТБ и СТИ особое внимание обращать на его соответствие плану ОТБ, остановился на проблемных моментах распространённой на рынке услуг подразделений практики субподрядов, а также ответил на вопросы делегатов.


Практикой использования служебных собак в целях ОТБ поделился с аудиторией начальник центра кинологической службы УТ МВД России по ЦФО Вячеслав Михайловский. Особый акцент спикер сделал на важности качественной подготовки как собаки, так и кинолога. Лучшие результаты демонстрируют именно такие кинологические расчёты, а эффективность применения отлично подготовленной собаки неквалифицированным специалистом сводится к нулю. Также он высказал мнение, что отсутствие обязанности документировать результаты работы кинологических расчётов ПТБ отрицательно сказывается на её качестве.


Специфике деятельности ПТБ по защите от АНВ при атаке беспилотников (безэкипажных катеров и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)) на морском транспорте, перевозящем опасные грузы, был посвящён доклад начальника отдела координации системы управления морской безопасностью НЛК ООО «ГАЗПРОМ ФЛОТ» Андрея Горшкова.


Тему особенностей защиты ОТИ от беспилотных угроз, но уже на воздушном транспорте, продолжил в своём выступлении директор по ТБ-режиму ООО «Аэропорт Геленджик» Артур Шакаров. Воздушная гавань недавно получила аккредитацию в качестве ПТБ, но в рамках текущей нормативной базы необходимые мероприятия по противодействию угрозе применения БПЛА регламентированы только в отношении аэропортов 1-й и 2-й категорий, а аэропорт Геленджик категорирован по третьей. В связи с этим было бы целесообразно разработать НПА, определяющий порядок совместных действий с органами исполнительной власти, имеющими техническое оснащение и необходимые полномочия в данной области.


Пользуясь случаем, коллектив ИА «Эксперты безопасности» поздравляет коллег из аэропорта Геленджик с возобновлением полётов. Уже с июля пассажиров принимает новый современный терминал, запущенный в эксплуатацию накануне временного закрытия в феврале 2022 года. Тот факт, что ещё одна воздушная гавань вернулась к полноценной работе, позитивный и вдохновляющий знак для всей транспортной системы страны.


Для авиаотрасли с 1 марта 2025 года началась новая эпоха. Закономерно, что обсуждение проблем, возникших в связи с упразднением авиационной безопасности, затронутых в докладе предыдущего спикера, продолжил и расширил заместитель начальника службы авиационной безопасности и транспортной безопасности ОАО «Омский аэропорт» Виктор Савенко. Гармонизация положений авиационной и транспортной безопасности была призвана устранить имевшие ранее в положениях НПА дублирования и противоречия. По многим моментам, по мнению эксперта, достигнут положительный результат, но одновременно появились некоторые пробелы в сфере ОТБ как ОТИ-аэропортов, так и воздушных судов.


Ранее эти вопросы, в том числе касающиеся охраны объектов и воздушных судов, наличия 30-метровой зоны безопасности вблизи терминалов аэропортов, правил допуска на ОТИ и другие, регулировались нормативными актами по авиационной безопасности и не имеют аналогов в НПА по ТБ. Чтобы устранить возникшие пробелы, необходимо внесение изменений и дополнений в «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта», утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605.


В следующем блоке сессии проблематику субъектов при реализации новых положений нормативной базы осветили сразу два представителя метрополитенов: заместитель начальника отдела транспортной безопасности Службы безопасности МУП «Метроэлектротранс» г. Казани Дамир Гарифзянов и начальник аттестационного центра Службы транспортной безопасности ГУП «Петербургский метрополитен» Артем Прыгичев.


В связи с переизданием правил досмотра решённый ранее вопрос сплошного досмотра в метро и невозможности его производить в пиковые часы пассажиропотока опять вернулся на повестку. Также нереализуемо для подземки требование о включении аппаратуры пассажирами для проверки её работоспособности, однако Ространснадзор уже выписывает предписания работникам ПТБ за данное нарушение. При этом провоз представляющих реальную опасность для метрополитенов средств индивидуальной мобильности, которые из-за габаритов иногда невозможно проверить интроскопом, в настоящее время никак не отрегулирован.

По мнению спикеров, пока к процессу разработки НПА не будут активно привлекаться субъекты, знающие специфику как вида транспорта, так и нюансы работы отдельных предприятий, на выходе мы будем иметь заведомо невыполнимые требования, никак не влияющие на защищённость, но крайне обременительные финансово.


В докладе руководителя ПТБ АО «АК «Железные дороги Якутии» Александра Широкожухова была представлена позиция субъекта по целому ряду ранее затронутых тем, в том числе по противодействию БПЛА, а также предложены направления и решения, которые могли бы положительно повлиять на эффективность деятельности ПТБ. Он подробно затронул тему качества подготовки СОТБ, которая далеко не всегда адекватна современным вызовам, а квалификация работников ПТБ не в полной мере удовлетворяет требования заказчика в лице СТИ.

Дискуссионные вопросы


Модератором второй части форума выступил Константин Белоусов, директор НИИ ОПБ, к.т.н., эксперт в области транспортной безопасности, а его анализ изменений порядка аккредитации юрлиц в качестве ПТБ в связи с вступлением в силу приказа Минтранса России от 03.02.2025 № 30 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, продления срока действия аккредитации, аннулирования аккредитации, приостановления и возобновления действия аккредитации, а также требований к таким юридическим лицам» открыл третью, дискуссионную сессию. Из нововведений порядка больше всего беспокойства у ПТБ и СТИ вызывает положение об аннулировании аккредитации за административные правонарушения. Также есть вопросы к процедуре приостановки аккредитации.


В рамках дискуссии третьей сессии форума, которую виртуозно провёл Дамир Гарифзянов, обсуждали также проблемные вопросы обучения и аттестации СОТБ, практики применения ПТБ служебных собак, проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ в рамках требований постановления Правительства РФ от 30.04.2025 № 588 «Об особенностях защиты от актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных аппаратов объектов транспортной инфраструктуры и (или) групп объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности» и другие.


Но центральная тема, которой в большей или меньшей степени касались практически все спикеры деловой программы, — это правовой статус работника ПТБ, и одной из важных его составляющих является утверждение профессионального стандарта. Предполагалось, что вынесенный на общественное обсуждение соответствующий проект Минтруда России будет принят в 2025 году, но этот год, видимо, опять не станет прорывным для легализации профессии.


Начальник УЦТБ РАПС ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» Марина Жарикова в ходе сессии озвучила инициативу вуза, уже имеющего наработки по созданию элементов профессионального стандарта для железнодорожного транспорта, знающего методики разработки подобных документов и основные замечания к проекту регулятора, организовать работу над профстандартом. Всё, что для этого требуется — поддержка идеи отраслевым общественным объединением либо другой организацией, уполномоченной инициировать процесс разработки.

Во второй день форума для делегатов были организованы выездные практикумы на Рижском железнодорожном вокзале, в аэропорту Шереметьево и на Северном речном вокзале.


От лица оператора форума ИА «Эксперты безопасности» выражаем огромную благодарность руководству ОАО «РЖД», АО «МАШ», ГУП «Мосгортранс», специалистам ООО «РЖД-ТБ» и ПАО «Московское Речное Пароходство» за бесценную помощь в подготовке практических занятий и их детальную проработку.

Подводя итоги


Без малого восемь часов деловой программы в комбинированном формате — докладно-дискуссионном. Ни одного проходного доклада. Много острых тем обсуждалось в зале и ещё больше в кулуарах. По итогам сформирована резолюция и направлена регулятору. Конечно, не все острые вопросы удалось подсветить, не для всех проблемных моментов есть простые пути решения. Но вывод очевиден: запрос профессионального сообщества на диалог, обмен мнениями и опытом с коллегами по-прежнему очень высок. И поэтому через год имеет смысл снова собраться и обсудить наболевшее уже на третьем форуме, посвящённом деятельности ПТБ.

А в этом году со многими из уважаемых экспертов мы еще встретимся 16 и 17 октября в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Транспортная безопасность: экспертный диалог – 2025».