Официально принято отсчитывать историю авиации Нового Уренгоя с 25 сентября 1975 года, когда группа авиаторов и специалисты наземного технического обслуживания прибыли в посёлок Ягельное, где велось строительство аэропорта. Уже через 15 дней Як-40 совершил первый технический рейс. Первый Ил-76 в аэропорту Ягельное приняли 15 ноября 1975 года.
Аэропорт Новоый Уренгой, который пришёл на смену деревянному зданию «Ягельного», начали строить в 1977 году, а летом 1980 года были запущены в эксплуатацию искусственная взлётно-посадочная полоса (ВПП), средства системы посадки 1-го направления, служебно‑пассажирское здание на 50 пассажиров в час, часть перрона и места стоянок для вертолётов (вертодром № 1).
За годы становления авиапредприятия накоплены богатые традиции, сформировано особое отношение к авиаторам региона. Развитие авиационной отрасли и сегодня остаётся одной из ключевых стратегических задач государственного значения. Аэропорт — центральный элемент транспортной инфраструктуры, которая необходима для развития экономики Ямала.
Масштабная реконструкция
К моменту начала реконструкции пассажирский терминал, построенный в начале 1990-х, не отвечал темпам роста пассажиропотока, а также современным требованиям к сервису и комфорту пассажиров, а аэродром требовал масштабного обновления для обеспечения безопасности полётов.
Проект реконструкции аэродрома и строительство нового терминала реализованы в рамках концессионного соглашения между правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и УК «Аэропорты Регионов», подписанного в марте 2018 года сроком на 30 лет. Объём частных инвестиций в проект составил 11,5 млрд рублей.
В рамках проекта по реконструкции аэродрома Новый Уренгой проведено усиление искусственных покрытий: ВПП, рулёжных дорожек, перрона с организацией 15 мест стоянок воздушных судов. Установлены курсовой и глиссадный радиомаяки, светосигнальное оборудование ОВИ-1 с обоих курсов посадки, а также обустроена водосточно-дренажная сеть и построены очистные сооружения. Реконструкция ВПП, строительство нового терминала и прилегающей инфраструктуры осуществлены в условиях вечной мерзлоты без закрытия действующего аэропорта и без прекращения полётов (искусственная взлётно-посадочная полоса реконструировалась в перерывах между полётами) в сжатые сроки.
Запуском нового терминала УК «Аэропорты Регионов» подтвердила свои высокие компетенции в создании современных аэропортовых комплексов. Ввод нового терминала стал событием не только для региона, но и для всей отрасли, так как менеджмент компании разработал несколько уникальных решений.
Проект терминала адаптирован под условия Крайнего Севера. Телетрапы, которыми оснащён аэропорт, — это совместная российско-китайская разработка. Устройства сконструированы с учётом климатических условий региона, оснащены системой отопления и электромеханическим механизмом управления.
В новом пассажирском терминале впервые в России обустроен тёплый тоннель для автобусов, расположенный в самом терминале и предназначенный для посадки и высадки пассажиров в перронные автобусы в закрытом помещении. На стойках регистрации впервые реализовано новое решение: для удобства пассажиров багажная лента утоплена в пол рядом со стойкой, что облегчает сдачу багажа: чемодан больше не нужно поднимать на ленту, а можно просто закатить его.
Общая площадь терминала — 19 тыс. м2, аэровокзал оснащён 12 стойками регистрации. Его пропускная способность составляет 840 пассажиров в час. В основе архитектурной концепции терминала лежит образ чума — традиционного жилища народов Севера. Он воплощает в себе идею сохранения тепла и уюта.
При строительстве здания аэровокзала использованы материалы, обеспечивающие высокую энергоэффективность и шумозащиту. Терминал получил современное оснащение, здесь установлены 11 лифтов и 4 эскалатора, а также всё необходимое оборудование для досмотра, регистрации и обслуживания пассажиров. Новая багажная система способна обрабатывать до 540 единиц багажа в час. В залах ожидания оборудованы зоны под магазины и кафе. На привокзальной площади обустроены краткосрочная и долгосрочная парковки общей вместимостью 300 машино-мест.
В терминале создана уникальная выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам об Иване Михайловиче Губкине, чьё имя носит аэропорт, а также об истории освоения Крайнего Севера и развитии Ямала.
Импортозамещение
Строительство нового терминала в аэропорту Новый Уренгой (2020–2022 гг.) велось в период массового введения санкций, таким образом, заказать и установить привычное импортное аэропортовое оборудование по многим направлениям стало невозможным. Специалистами УК «Аэропорты Регионов» была проведена работа по подбору, а иногда и индивидуальной разработке отечественных решений.
Так, в аэропорту Новый Уренгой установлено следующее оборудование российского производства:
Существенный вклад в рамках импортозамещения УК «Аэропорты Регионов» внесла в систему информационных технологий. После ухода иностранных вендоров из России удалось, не останавливая производственные процессы, заместить собственными разработками программного обеспечения (ПО).
Отечественное ПО
Платформа общего доступаARCute интегрирует различные системы регистрации пассажиров на одном рабочем месте, позволяет агенту и оборудованию работать одновременно с несколькими системами, легко переключаясь между ними. Список поддерживаемых платформой периферийных устройств включает в себя все популярные модели принтеров посадочных талонов и багажных бирок, сканеров посадочных талонов и считывателей паспортов. На сегодня система установлена уже в 22 аэропортах страны, в том числе в международном аэропорту Шереметьево. Система используется на более 700 стойках регистрации и более 300 выходах на посадку. В дополнение к платформе общего доступа ARCute в аэропорту установлена система контроля нахождения пассажиров в чистой зоне аэропорта ARPax Control.
В этом году УК «Аэропорты Регионов» начала тестирование, в том числе в аэропорту Новый Уренгой, системы самостоятельной регистрации багажа BAGS ID. Система автоматически взвешивает багаж, определяет его размеры на соответствие установленным авиакомпанией нормам, отправляет на досмотр и затем на борт воздушного судна. Технология соединяет интересы всех трёх участников перевозки. Авиакомпании с её помощью получают автоматизированный контроль норм провоза багажа. Полученные при регистрации данные интегрируются в систему розыска багажа, что позволяет вести и розыск в автоматическом режиме.
Аэропорт получает возможность более эффективно использовать персонал, обслуживать рейсы меньшим количеством агентов, увеличивать пропускную способность терминала, не увеличивая при этом его площадь. Пассажир вслед за самостоятельной онлайн-регистрацией и получением электронного посадочного талона так же самостоятельно оформляет багаж, не обращаясь к агентам по регистрации.
В 2022 году был разработан сервис розыска багажа «BAGS поиск» для замены зарубежных аналогов, использование которых стало невозможно из-за санкционных ограничений. Система по своему функционалу превосходит продукты иностранных разработчиков. Она позволяет создавать и обмениваться заявками на розыск багажа, организовывать его досылку, осуществлять ручной и автоматический поиск, рассылать уведомления и формировать отчёты.
Реализована возможность розыска багажа по фото и русскоязычный интерфейс. Сервис «BAGS поиск» размещается в ЦОД на территории РФ и является единственным на сегодняшний день сертифицированным решением для хранения и обработки персональных данных пассажиров, потерявших багаж, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Сервисом «BAGS поиск» в настоящее время пользуются более 75 авиакомпаний и аэропортов в трёх странах.
В дополнение к собственным ИТ-продуктам в аэропорту Новый Уренгой используются: система визуального и звукового информирования,система контроля и управления доступом российских разработчиков. В рамках строительства нового аэровокзального комплекса в Новом Уренгое также внедрены российские продукты: корпоративная телефонная станция, программно-аппаратный комплекс записи переговоров, система мониторинга и диспетчеризации цифровой радиосвязи.
По итогам 2024 года пассажиропоток аэропорта Новый Уренгой составил 1,076 млн пассажиров, авиаузел обеспечил приём и выпуск более 7 тысяч самолёто-вылетов. Аэропорт предлагает пассажирам перелёты по 20 регулярным направлениям, сотрудничает с 9 авиакомпаниями на регулярной основе.
Обеспечение транспортной безопасности
В настоящее время защита от актов незаконного вмешательства объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Новый Уренгой, а также воздушных судов, которые выполняют рейсы из крупнейшего ямальского авиаузла, реализуется силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности (ПТБ) ООО «Уренгойаэроинвест» (оператор аэропорта) в круглосуточном режиме.
В своих действиях ПТБ руководствуется утверждёнными локальными нормативными документами (инструкциями, технологиями, положениями и т. п.), разработанными в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в сфере обеспечения транспортной безопасности (ОТБ).
Для обеспечения безопасности в аэропорту организованы пункты досмотра пассажиров, багажа, ручной клади, грузов, почты и бортовых запасов, оборудованные стационарными и переносными техническими средствами досмотра в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в сфере ОТБ. Производится досмотр пассажиров (посетителей) и багажа, в том числе вещей, находящихся при них, с целью исключения проноса в здание аэровокзального комплекса оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других предметов и веществ, запрещённых к перевозке на воздушном транспорте. Кроме того, аэропорт оборудован системой видеонаблюдения, включающей в себя камеры видеонаблюдения по всему периметру.
На аэродроме введена в эксплуатацию радиолокационная система, покрывающая всю зону транспортной безопасности аэропорта (ЗТБ). Процесс ОТБ контролируется путём круглосуточного видеомониторинга диспетчерами пункта управления ОТБ. В целях повышения эффективности обнаружения запрещённых к перевозке на воздушном транспорте веществ и предметов с работниками ПТБ на постоянной основе проводятся учебные тренировки и обучение по выявлению таких веществ и предметов при осуществлении досмотровых мероприятий.
В аэропорту действуют пропускной и внутриобъектовый режимы. Персонал и транспорт аэропорта, сторонних организаций обеспечены пропусками установленного в аэропорту образца, содержащими машиносчитываемую часть для биометрической идентификации. В целях ОТБ на границах ЗТБ организованы два контрольно-пропускных пункта для персонала и автотранспортных средств, оборудованные средствами ОТБ в соответствии с требованиями нормативных правовых документов.
ПТБ укомплектованы автомобилями, а также снегоходом и квадроциклом для патрулирования периметра аэропорта, оборудованными согласно требуемым нормам и правилам. ПТБ выполняет все рекомендации контролирующих и надзорных органов, направленные на повышение антитеррористической защищённости транспортного комплекса с учётом текущей оперативной обстановки.
Состояние транспортной безопасности в аэропорту Новый Уренгой соответствует установленным требованиям.
Данный материал размещен в №1 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2025 год.