27.10.2022
Об основных изменениях в законодательстве, затрагивающих решения по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ на этапе проектирования и строительства, вступивших в силу в текущем году, рассказала делегатам форума «ОТБ на этапе проектирования и строительства» начальник отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Татьяна Лапина.
Прежде всего, это постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. №914 «О внесении изменений в постановление от 28 мая 2021 г. №815», которое вступило в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривает существенное сокращение требований, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Еще один новый НПА – Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 №963, которым утверждены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение № 87), утвержденное ПП РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Оно вступило в силу также с 01.09.2022 года. Положение дополнено ссылкой на документ ПП РФ № 2418 и изменено в части перечня разделов проектной документации, содержащих решения по обеспечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объекта.
При этом в Главгосэкспертизе России советуют при проектировании объектов транспортной инфраструктуры учитывать в том числе требования, установленные документами в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687), например СП 417.1325800.2020 «Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования» и др., так как они определяют объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие решения по объекту, влияющие на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
«Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что решения по ОТБ очень тесно связаны с технологическими и иными решениями по объекту. Практика проведения экспертизы показывает, что в случае, когда данные требования не учтены в процессе разработки проектной документации, изменение данных решений в процессе проведения экспертизы влечет необходимость корректировки решений по ТБ», - отметила Татьяна Лапина.
Докладчик также напомнила, что Федеральным законом от 28.06.2022 №230-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», согласно которым обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона №256. При этом установлено, что обеспечение безопасности ОТИ, расположенных в границах объектов ТЭК, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Как отмечают в Главгосэкспертизе России, это довольно серьезное изменение, которое требует обсуждения. В ведомстве также ожидают разъяснений о порядке применения данного требования.
В своем выступлении Татьяна Лапина остановилась на некоторых проблемных моментах, касающихся применения требований по ОТБ ОТИ на этапе проектирования, которые с учетом практики проведения экспертизы требуют обсуждения в профессиональном сообществе и, возможно, внесения изменений в действующие НПА. Один из таких вопросов - проектирование крупных инфраструктурных объектов, так как в законодательстве отсутствуют критерии размещения на линейных объектах пунктов управления ПУОТБ.
Представитель Главгосэкспертизы России привела конкретные примеры: строительство новой скоростной автотрассы М12 Москва-Казань и объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона:
«Ввиду значительной протяженности данных объектов разработка проектных решений по обеспечению ТБ осуществлялась различными субподрядными организациями. Кроме того, из-за специфики объектов железнодорожной инфраструктуры исходные данные (требования к оснащению) были сформированы различными дирекциями по капитальному строительству. В результате в процессе экспертизы было выявлено отсутствие единой проработанной концепции по оснащению данных объектов с расчетом необходимого количества пунктов управления по обеспечению транспортной безопасности, помещений для размещения сил обеспечения транспортной безопасности, отсутствовали типовые подходы по оснащению. Отсутствие единой концепции приводит к принятию неэффективных, зачастую избыточных решений, что безусловно влечет увеличение затрат на строительство объекта, а в дальнейшем и на его эксплуатацию».
В ведомстве также считают возможным обсудить ряд других изменений в действующие НПА: объем оснащения линейных объектов ИТС ОТБ и требования к системам оповещения с учетом имеющегося опыта эксплуатации данных объектов; возможность определения единого пункта управления ОТБ на ж/д транспорте для нескольких объектов транспортной инфраструктуры по аналогии с ОТИ инфраструктуры дорожного хозяйства и др.
Подробный обзор форума, прошедшего 25 октября в Москве, будет опубликован в ближайшее время на сайте, а также на страницах пилотного номера журнала «Эксперт транспортной безопасности». Получить бесплатно электронную версию первого номера можно оставив заявку ниже.