При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie

27.10.2022

Татьяна Лапина: Отсутствие единой концепции при проектировании крупных инфраструктурных объектов приводит к принятию неэффективных решений

Об основных изменениях в законодательстве, затрагивающих решения по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ на этапе проектирования и строительства, вступивших в силу в текущем году, рассказала делегатам форума «ОТБ на этапе проектирования и строительства» начальник отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Татьяна Лапина.


Прежде всего, это постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. №914 «О внесении изменений в постановление от 28 мая 2021 г. №815», которое вступило в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривает существенное сокращение требований, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».


Еще один новый НПА – Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 №963, которым утверждены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение № 87), утвержденное ПП РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Оно вступило в силу также с 01.09.2022 года. Положение дополнено ссылкой на документ ПП РФ № 2418 и изменено в части перечня разделов проектной документации, содержащих решения по обеспечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объекта.


При этом в Главгосэкспертизе России советуют при проектировании объектов транспортной инфраструктуры учитывать в том числе требования, установленные документами в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687), например СП 417.1325800.2020 «Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования» и др., так как они определяют объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие решения по объекту, влияющие на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.


«Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что решения по ОТБ очень тесно связаны с технологическими и иными решениями по объекту. Практика проведения экспертизы показывает, что в случае, когда данные требования не учтены в процессе разработки проектной документации, изменение данных решений в процессе проведения экспертизы влечет необходимость корректировки решений по ТБ», - отметила Татьяна Лапина.


Докладчик также напомнила, что Федеральным законом от 28.06.2022 №230-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», согласно которым обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона №256. При этом установлено, что обеспечение безопасности ОТИ, расположенных в границах объектов ТЭК, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Как отмечают в Главгосэкспертизе России, это довольно серьезное изменение, которое требует обсуждения. В ведомстве также ожидают разъяснений о порядке применения данного требования.


В своем выступлении Татьяна Лапина остановилась на некоторых проблемных моментах, касающихся применения требований по ОТБ ОТИ на этапе проектирования, которые с учетом практики проведения экспертизы требуют обсуждения в профессиональном сообществе и, возможно, внесения изменений в действующие НПА. Один из таких вопросов - проектирование крупных инфраструктурных объектов, так как в законодательстве отсутствуют критерии размещения на линейных объектах пунктов управления ПУОТБ.


Представитель Главгосэкспертизы России привела конкретные примеры: строительство новой скоростной автотрассы М12 Москва-Казань и объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона:

«Ввиду значительной протяженности данных объектов разработка проектных решений по обеспечению ТБ осуществлялась различными субподрядными организациями. Кроме того, из-за специфики объектов железнодорожной инфраструктуры исходные данные (требования к оснащению) были сформированы различными дирекциями по капитальному строительству. В результате в процессе экспертизы было выявлено отсутствие единой проработанной концепции по оснащению данных объектов с расчетом необходимого количества пунктов управления по обеспечению транспортной безопасности, помещений для размещения сил обеспечения транспортной безопасности, отсутствовали типовые подходы по оснащению. Отсутствие единой концепции приводит к принятию неэффективных, зачастую избыточных решений, что безусловно влечет увеличение затрат на строительство объекта, а в дальнейшем и на его эксплуатацию».


В ведомстве также считают возможным обсудить ряд других изменений в действующие НПА: объем оснащения линейных объектов ИТС ОТБ и требования к системам оповещения с учетом имеющегося опыта эксплуатации данных объектов; возможность определения единого пункта управления ОТБ на ж/д транспорте для нескольких объектов транспортной инфраструктуры по аналогии с ОТИ инфраструктуры дорожного хозяйства и др.


Подробный обзор форума, прошедшего 25 октября в Москве, будет опубликован в ближайшее время на сайте, а также на страницах пилотного номера журнала «Эксперт транспортной безопасности». Получить бесплатно электронную версию первого номера можно оставив заявку ниже.

Хотите получить первый номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности