При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Трансформация или нет? Переход к новому этапу развития ЕГИС ОТБ


О ходе цифровой трансформации в области ТБ, а также её целях и новых задачах в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» рассказал Евгений Шабуров, директор дирекции по информационным технологиям ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В последние годы много говорится о цифровой трансформации в различных отраслях экономики, включая транспорт. Говорят об этом и специалисты в области транспортной безопасности (ТБ).


Напомним, что ещё в 2018 году традиционное титульное мероприятие Министерства транспорта Российской Федерации ─ «Транспортная неделя» прошла под лозунгом цифровой трансформации. Обсуждались на ней и вопросы цифровизации информационного обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), основой которого является Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности ─ ЕГИС ОТБ. Были определены цели и задачи цифровизации, намечены планы.


В основе этой работы было понимание, что цифровизация в области транспортной безопасности (ТБ) ─ не самоцель, а инструмент для повышения эффективности деятельности всех участников процесса ОТБ.

В целях информативности процессов

В чём же, собственно, состоит цифровизация в сфере ТБ? Отметим основные составляющие этого процесса, который реализуется на инфраструктуре ЕГИС ОТБ.


Прежде всего, по нашему мнению, она характеризуется тем, что в ходе её реализации происходят: перенос деловых процессов в цифровую среду, их выполнение непосредственно с использованием цифровых инструментов, а не в бумажном виде или в виде электронных скан-копий; интеллектуальная поддержка деятельности пользователей на различных этапах процесса ОТБ; переход от традиционных продолжительных по времени процессов взаимодействия с использованием традиционной корреспонденции к оперативному онлайн-взаимодействию; формирование интегральной информационной картины состояния ТБ транспортного комплекса на основе создания и ведения актуальных частных информационных ресурсов по различным аспектам транспортной деятельности и различным видам транспорта.


Как следствие, указанные изменения создают условия для: сокращения времени в целом на реализацию процессов, в том числе сокращения затрат времени уполномоченных государственных органов, ускорения выполнения государственный функций и оказания государственных услуг для бизнес-структур; снижения финансовых затрат, и как прямое следствие ─ от сокращения временных затрат, и вследствие исключения значительного количества ручных и дублирующих, вспомогательных процедур; повышения производительности труда уполномоченных органов; повышения актуальности и качества данных в составе информационной системы, информированности всех участников деятельности в предметной области, возможности непосредственного доступа к данным в рамках своих полномочий; исключения или существенного сокращения рутинных операций по формированию реестров, верификации данных, подготовке всякого рода справок, отчётов, ответов на запросы, публикаций реестров и т. п.; превращения реестров из слабоформализованных разрозненных ресурсов типа файлов Excel в актуальные строгоформализованные информационные ресурсы, пригодные для автоматизированной обработки; обеспечения прозрачности и информативности процессов в сфере ТБ.


Этап активного развития

Далеко ли мы продвинулись в цифровизации в сфере ТБ за это время? И да и нет. В настоящее время большинство функциональных средств ЕГИС ОТБ стали обычными инструментами повседневной деятельности должностных компетентных органов и их территориальных подразделений, правда, в разных органах в разной степени.


Но активность применения этих средств, заинтересованность пользователей, количество вопросов, направленных на их совершенствование и расширение возможностей, постоянно возрастают, что говорит об углублении процессов цифровизации в отрасли ТБ. И сейчас мы находимся на этапе очень активного развития, которое мы связываем с принятием Министерством транспорта РФ в 2020–2021 годах ряда нормативных правовых актов, прямо направленных на перевод традиционных процессов деятельности в области ТБ компетентных органов, специализированных организаций, субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) в электронный вид, которые уже вступили в действие.


Важнейшим стимулом для цифровизации также является комплекс мер Правительства Российской Федерации, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279 (ПП РФ 1279), направленный на оптимизацию разрешительной деятельности государственных органов, которые охватывают многие отрасли экономики России, при этом затрагивают и сферу ТБ.


Чтобы понять текущий уровень цифровизации процессов коллективной деятельности уполномоченных органов, организаций и предприятий в сфере ТБ, рассмотрим основные этапы развития этого процесса, от первоначального замысла, разработанного специалистами ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» вместе с ведущими специалистами компетентных органов и отрасли, до практических результатов его реализации.


Выбор путей развития и первый опыт

По сути, основные направления и этапы работ по цифровизации в сфере ТБ на основе развития ЕГИС ОТБ были рассмотрены и утверждены на коллегии Минтранса России в июле 2016 года, положены в основу соответствующего плана развития функциональных возможностей ЕГИС ОТБ на 2016–2019 годы.


Активная практическая работа по цифровизации в сфере ТБ была начата в 2016 году под руководством Минтранса России с участием федеральных агентств по видам транспорта и разработчика ЕГИС ОТБ ─ ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в рамках создания системы аттестации сил ОТБ, которая создавалась на инфраструктуре ЕГИС ОТБ и предусматривала совместную работу в единой информационной среде большого числа участников со своими специфическими ролями, функциями и полномочиями.


В ходе этой работы отработана методология организации процесса аттестации как многоэтапного территориально распределенного процесса с участием компетентных органов, их территориальных подразделений, органов аттестации и аттестующих организаций, на методологическом и техническом уровне отработаны вопросы их взаимодействия, распределения функций между центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти и их подразделениями на местах, созданы специализированные функциональные средства, посредством СМЭВ организовано взаимодействие с соответствующими сервисами других ФОИВ, в целях непосредственного взаимодействия в электронном виде реализовано сопряжение с внешними информационными системами аттестующих организаций.


В результате напряжённой совместной работы государственных органов и бизнес-сообщества создана и более 5 лет функционирует единая территориально распределённая система аттестации сил ТБ, развёрнутая на инфраструктуре ЕГИС ОТБ в масштабах всей страны, с участием почти 190 органов аттестации и аттестующих организаций всех видов транспорта. С использованием подсистемы аттестации ЕГИС ОТБ с декабря 2016 года по настоящее время зарегистрировано более 290 тыс. заявок на аттестацию, аттестовано более 215 тыс. специалистов.

Наработка опыта практического применения

В 2019–2020 гг. проведён значительный объём работ по разработке методологии и созданию функциональных средств автоматизации процессов ОТБ, которые прошли разностороннюю практическую апробацию.


До 2020 года правовой базы для перевода процессов ТБ в электронный вид фактически не было за исключением процесса аттестации сил ОТБ, правовую основу которого создало Постановление Правительства от 26.02.2015 № 172. В связи с этим работы по цифровизации преимущественно носили характер автоматизации внутренней деятельности компетентных органов или апробации решений в пилотных проектах.


В 2019 году по инициативе Росавтодора выполнена работа по созданию на портале ЕГИС ОТБ в рамках сегмента автомобильного транспорта и дорожного хозяйства сервиса категорирования, который прошёл опытную эксплуатацию в составе пилотной зоны. Сервис обеспечивает выполнение функции категорирования ОТИ и транспортных средств (ТС) через личный кабинет СТИ в электронном виде и в автоматическом режиме.


В Росжелдоре, где идёт активная и целеустремленная работа по внедрению и совершенствованию методов автоматизации деятельности компетентного органа и работает творческая команда специалистов, с 2019 года на основе использования ЕГИС ОТБ переведён в электронный вид внутренний процесс деятельности уполномоченных лиц по рассмотрению и утверждению оценок уязвимости. Это позволило Росжелдору, его специализированным организациям и территориальным органам, при участии ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», по поручению Минтранса России в 2020 году успешно реализовать пилотный проект по оказанию в электронном виде госуслуг по утверждению результатов оценок уязвимостей и планов ОТБ.


В настоящее время Росжелдор обратился в Минтранс России с предложением, которое было поддержано, провести аналогичный проект по паспортам ТБ, для которого в ЕГИС ОТБ уже созданы необходимые средства.


Переход к комплексной цифровизации отдельных процессов

На форуме «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» в Ростове-на-Дону в сентябре 2020 года мы отмечали, что в ЕГИС ОТБ уже создан существенный технологический задел в направлении цифровизации и наступило время внедрения его в практику. И да, можно говорить, что процесс внедрения реализуется. Необходимым условием этого процесса является соответствующая нормативная правовая база.


В 2020 году принят и вступил в действие приказ Минтранса России от 15.09.2020 № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». С принятием этого приказа осуществлён переход от ведения отдельных разрозненных учётов ОТИ и ТС в ручном виде к созданию онлайн-доступного на базе защищённой инфраструктуры ЕГИС ОТБ государственного электронного информационного реестра, содержащего сведения о категорированных ОТИ, о не подлежащих категорированию ОТИ и ТС.


Также в 2022 году, взамен ранее действовавших приказов Минтранса России 2010 года №№ 34, 87, вступили в действие приказы Минтранса России: от 02.07.2021 № 225 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации» и от 01.11.2021 № 370 «О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации».


Эти приказы позволяют, при наличии технической возможности у СТИ, специализированной организации и компетентного органа, производить оформление планов ОТБ и результатов оценки уязвимости в одном экземпляре в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который представляется в компетентный орган на утверждение через защищённый VPN-доступ к личному кабинету защищённого портала ЕГИС ОТБ. Для оформления и передачи в электронном виде результатов оценки уязвимости и планов ОТБ должно использоваться защищённое и аттестованное рабочее место, подключаемое к ЕГИС ОТБ в соответствии с техническими условиями.


Заинтересованность к использованию таких возможностей по передаче документов в компетентные органы уже проявляется, и в настоящее время мы вместе с соответствующими СТИ решаем технологические вопросы организации взаимодействия.


Транспортная безопасность на едином портале госуслуг

В 2022 году темпы работ и объёмы задач по цифровизации деятельности в сфере ТБ существенно возросли. В ходе исполнения ПП РФ 1279 целый ряд государственных услуг проходят процедуру оптимизации, в ходе которой пересматриваются в сторону сокращения сроки их предоставления, идёт работа по сокращению количества документов, требуемых при подаче заявок на эти услуги, услуги переводятся в электронный вид, выводятся на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) и становятся доступными онлайн.


Эта работа затрагивает такие госуслуги компетентных органов области ТБ, как аккредитация органов аттестации, аттестующих организаций, подразделений транспортной безопасности, аттестация сил ОТБ для каждого из видов транспорта.


Планом работ, осуществляемых в очень плотном графике при постоянном еженедельном контроле со стороны Правительства РФ, предусматривается, что все указанные услуги должны быть выведены на ЕПГУ до конца текущего года. Выполняемая работа очень сложна как по срокам, так и в связи с тем, что носит комплексный межведомственный характер, затрагивает все стороны процесса ОТБ и решается как с участием федеральных органов исполнительной власти транспортного комплекса, так и Минэкономразвития России, Минцифры России, Аналитического центра при Правительстве РФ, других органов и организаций.


По состоянию на октябрь 2022 года, на Едином портале госуслуг уже функционируют первичные версии сервисов Росавтодора, Росавиации, Росжелдора и Росморречфлота для подачи юридическими лицами заявлений на аттестацию сил ОТБ, а также аккредитации разного рода организаций, осуществляющих деятельности в области ТБ, разработанные сотрудниками ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», которые обрабатываются сотрудниками компетентных органов с использованием функциональных средств и инфраструктуры ЕГИС ОТБ. Сейчас идёт их практическая апробация, которая покажет, в чём они требуют доработки и усовершенствования. На подходе ─ сервисы для физических лиц, расширение состава межведомственных сервисов предоставления справок и документов в электронном виде и другие вопросы, направленные на повышение полноты и качества оказания госуслуг в электронном виде.


Министерство транспорта Российской Федерации, развивая проблематику цифровизации процессов транспортной деятельности, в ближайшее время также планирует переход на реестровую модель учёта результатов предоставления госуслуг в области ТБ. Сейчас идёт работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов. Следствием этого станет отказ от бумажных документов, являющихся свидетельствами об аттестации или аккредитации, и переход на предоставление заявителям выписок из содержащихся в государственных информационных ресурсах (реестрах) сведений, которые в том числе предоставляются в электронной форме.


С выходом указанных нормативных правовых актов на повестке дня будет новая задача ─ создание реестров учёта результатов деятельности уполномоченных органов по аттестации сил ОТБ, аккредитации организаций, а также создание сервисов СМЭВ и ЕПГУ по предоставлению сведений из указанных реестров.


Завершая обсуждение проблематики цифровой трансформации деятельности в области ТБ и её информационного обеспечения, можно сказать, что в этой сфере начинается реальное внедрение цифровых инструментов. Мы ждём от цифровизации повышения эффективности и прозрачности процессов этой деятельности, сокращения затрат и сроков. И надеемся, что организованная и ведущаяся под руководством Министерства транспорта РФ совместная с федеральными агентствами работа ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» позволит достичь этих результатов.

Данный материал размещен в пилотном номере журнала «Эксперт транспортной безопасности», вышедшем из печати в ноябре 2022 года. Выход №1 в текущем году запланирован на апрель. Оформить подписку на печатную или электронную версию номера можно уже сейчас.

Хотите получить пилотный номер журнала бесплатно?
Оставьте заявку на электронную версию пилотного номера
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности