При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
Виктор Басаргин: основываясь на опыте контрольно-надзорной деятельности

О неизменных приоритетах и новых подходах в работе Ространснадзора – в интервью с Главным транспортным инспектором Российской Федерации.

Центральным вопросом повестки дня совместного выездного заседания Коллегии Ространснадзора, Общественных советов при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», состоявшегося 29 июня 2023 года в Санкт-Петербурге, стала тема обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на железнодорожном и внеуличном транспорте в современных условиях.


О принятых по итогам заседания решениях, а также о приоритетных направлениях в работе надзорного ведомства рассказал в интервью журналу «Эксперт транспортной безопасности» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин.


Уважаемый Виктор Федорович, расскажите об особенностях работы в данном направлении.


В связи с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), Ространснадзором в Минтранс России направлен проект приказа «Об утверждении Порядка направления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности». В соответствии с новыми положениями закона новый порядок позволит получать заинтересованным государственным органам больше информации о перевозке грузов повышенной опасности.


Для внеуличного транспорта, а именно для метрополитенов, особенностью является плотный пассажиропоток и специфика объектов — станций, на которых осуществляется обслуживание пассажиров. Здесь на первый план выходят вопросы досмотра в целях транспортной безопасности (ТБ). При проведении профилактики эти вопросы обязательно обсуждаются с субъектами транспортной инфраструктуры.


Кроме того, в настоящее время ведется активный межведомственный обмен между Ространснадзором и органами внутренних дел, органами безопасности, направленный на устранение недостатков работы транспортных предприятий по данному направлению.


По итогам заседания Коллегии принят ряд решений, в том числе о направлении предложения в Министерство транспорта РФ по внесению изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области ТБ, а также предложения по оптимизации обязательных требований в области ТБ при сохранении надлежащего уровня антитеррористической защищенности ОТИ и транспортных средств (ТС). О каких именно изменениях идет речь и почему они необходимы?


Ространснадзором в Минтранс России будет направлен проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», затрагивающий главным образом вопросы:

  • учета объектов контроля в области ТБ и присвоения им категорий риска (систематизация информационной работы и планирования, более точная дифференциация административной нагрузки на транспортные предприятия);
  • проведения постоянных рейдов в отношении ТС автомобильного и речного транспорта (расширение количества пунктов контроля для охвата проверочными мероприятиями большего количества ТС);
  • дистанционных форм взаимодействия с контролируемыми лицами (возможность проведения инспекционного визита и выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи).

В части оптимизации обязательных требований в ТБ предлагается отменить обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), доля которой в стоимости оборудования доходит до 30 %, не влияя на его эффективность, а также сократить количество категорий аттестаций сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), так как категории дублируют между собой функциональные требования.


Отмечу, предложение Ространснадзора, сделанное ранее и подразумевавшее возможность для физических лиц до устройства на работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности (ОТБ), самостоятельно проходить аттестацию на право выполнения работ, уже было поддержано. Это предложение было внесено в целях сокращения административных барьеров и увеличения рынка труда. Оно реализовано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», вступившем в силу с 1 сентября 2023 года.


Предлагаемые нами изменения обусловлены анализом практического опыта контрольно-надзорной деятельности и взаимодействия с контролируемыми лицами. Мы понимаем, что в современных сложных условиях очень важно своевременно совершенствовать правовую базу нашей работы.


Изменились ли в текущей обстановке подходы и приоритеты в работе Ространснадзора в вопросах ОТБ и защиты транспортного комплекса страны от угроз диверсионно-террористического характера? Какие направления, решения и инициативы в связи с этим планируется развивать и внедрять?


Приоритет работы Ространснадзора остается неизменным. В первую очередь это безопасность граждан и транспортной деятельности. Вместе с тем в настоящее время подход в этой работе смещен на профилактику и предупреждение нарушений.


Мы планируем проработать вопрос введения режима постоянного государственного контроля (надзора) на стратегически важных объектах транспорта в части ОТБ, а также внесения изменений в перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом использования беспилотных транспортных средств.


Мы живем в цифровую эпоху. Каким Вы видите будущее контрольно-надзорной деятельности в целом и в сфере ТБ и безопасности на транспорте в частности?


Полагаю, что цифровизация в дальнейшем окажет весьма существенное влияние на надзорную деятельность. По опыту работы с цифровыми реестрами, созданными Правительством Российской Федерации, мы видим необходимость управления информацией о контролируемых лицах и объектах контроля, в том числе и в области ОТБ.


Ространснадзор принимал активное участие в работе над проектом Положения о Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности. Минтрансу России предложено создание рабочей группы для проработки возможности интеграции ведомственной системы Ространснадзора с этой системой для создания единого информационного пространства в области ОТБ.


Ведется работа и над дальнейшей возможностью Ространснадзора получать информацию в дистанционном режиме с ТСОТБ, установленных на ряде ОТИ.

Данный материал размещен в сентябрьском номере журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.