Открывая заседание, модератор форума Михаил Рябов, советник генерального директора АО «НИИАС» и советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток отметили, что в настоящее время, особенно после начала СВО, транспортная отрасль сталкивается с новыми угрозами, которые ранее не прогнозировались, не учитываются основными сценариями реагирования и, соответственно, защита от них не регламентируется действующими НПА. Это – и защита ОТИ от БПЛА, и внутренние угрозы (например, саботаж со стороны персонала) и многое другое. И эти угрозы нужно тоже учитывать на этапах проектирования и строительства.
В своем докладе начальник отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Татьяна Лапина рассказала о практике проведения экспертизы ОТБ ОТИ и ТПУ на этапе проектирования, о возникающих при этом вопросах и путях их решения. Подробный обзор доклада будет опубликован позднее в отдельном материале. Следите за обновлениями на сайте.
Технология информационного моделирования становится все более популярной и применяемой в Российской Федерации. Но, как отмечали многие выступающие, ее потенциал в плане повышения уровня ОТБ объектов пока полностью не раскрыт. В том числе, во многом из-за недостаточного количества специалистов. Относительно недавно в Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ) впервые в стране появилась программа магистратуры по специальности «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры». Это очень важное событие, поскольку такие специалисты гораздо глубже будут понимать специфику транспортных объектов, что повысит качество BIM-моделей и облегчит эксплуатацию ОТИ. О подготовке таких специалистов рассказал директор Научно-образовательного центра «Цифровые технологии управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры» Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ), руководитель магистерской программы «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры», начальник управления инновационных технологий ООО «ТрансПроект», технический эксперт Ассоциации транспортная наука (АТН) Александр Семочкин.
Марина Жарикова, начальник Учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности ФГБОУ ВО «Российский Университет транспорта (МИИТ)» отметила большую важность качественной подготовки специалистов, занимающихся проектированием в области транспортной безопасности. Так как именно от них зависит и конфигурация и границы объекта, его оснащение техническими средствами ОТБ и другие моменты, которые прямо влияют на безопасную эксплуатацию. МИИТ имеет большой опыт подготовки таких специалистов, особенно в части проектирования систем ОТБ объектов железнодорожного транспорта и метрополитена.
Интересный доклад об использовании систем видеонаблюдения на основе технологии искусственного интеллекта сделал заместитель генерального директора по науке ООО «Видеоинтеллект» Павел Сажин. Компания сейчас активно развивает ситуационное видеонаблюдение, которое при грамотном проектировании и использовании намного эффективнее традиционных обзорных систем. При этом есть проблема: в отличие от биометрии и обзорного видеонаблюдения, для ситуационных систем нет ни четко прописанных требований, ни ГОСТов.
Роман Фроликов, главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД ООО «ВТМ-Дорпроект» поделился опытом внесения изменений в проектную документацию по ОТБ ОТИ, уже получившую положительное заключение экспертизы. Он очень детально, со ссылкой на конкретные статьи нормативно-правовых актов фактически пошагово разъяснил порядок действий застройщика и собственника объекта в такой ситуации.
Форум продолжает работу. В настоящее время идет спич-сессия: участники обсуждают конкретные практические вопросы и опыт проектирования систем ОТБ, специфику реализации таких проектов и наиболее эффективные решения, а также проблемы нормативного регулирования в этой сфере.