Устойчивое и безопасное развитие транспорта в СНГ обеспечивает доступность территорий, мобильность граждан, свободный оборот товаров и услуг, здоровую конкуренцию, улучшает экономическую деятельность, условия и качество жизни населения.
На сегодняшний день многолетнее и многостороннее взаимодействие в рамках СНГ позволило заложить основы сотрудничества в таких востребованных в современных условиях сферах международной жизни, как международные транспортные коридоры, цифровизация транспортных процессов и, конечно же, транспортная безопасность международных перевозок.
Эффективное сотрудничество
Вопросы безопасности дорожно-транспортной инфраструктуры и транспортных средств рассматриваются на заседаниях Координационного транспортного совещания, Совета по железнодорожному транспорту и Межправительственного совета дорожников, а также иных организаций, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с осуществлением транспортных перевозок по территориям государств – участников СНГ. Для противодействия угрозам совершения и совершению актов незаконного вмешательства (АНВ) профильные органы отраслевого сотрудничества взаимодействуют с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом командующих Пограничными войсками, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и Советом руководителей таможенных служб.
Сотрудничество связано с выработкой и реализацией сбалансированной системы правовых, экономических, организационных и иных мер, обеспечивающих устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении. В первую очередь это касается безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления трансграничных перевозок через территории государств – участников СНГ.
Важными элементами такой работы в международном формате являются:
Соответствующие организационно-правовые меры заложены в Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 года), в Плане мероприятий по реализации указанной Стратегии на период 2020–2025 годов, а также в Соглашении об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности от 30 мая 2014 года.
Программный документ
Антитеррористическая составляющая в системе мер по защите транспортной инфраструктуры от АНВ весьма значительна. Например, в 2013 году Советом глав правительств утверждена Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ, которая определяет основные направления и формы защиты этой наиболее уязвимой в террористическом отношении отрасли.
Кроме того, каждые три года в СНГ разрабатывается программный документ, призванный наращивать результативность совместных оперативно-профилактических мероприятий, подготовку кадров и обмен профессиональным опытом, информационно-аналитическую и научную деятельность в сфере борьбы с терроризмом.
В разработке очередной Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023–2025 годы, принятой Советом глав государств 14 октября 2022 года, активное участие принимали Координационное транспортное совещание и Межгосударственный авиационный комитет.
С учетом опыта реализации предыдущих программ, в новом документе транспортная проблематика существенно конкретизирована. В Программу впервые включены «специальные» пункты, предусматривающие обмен информацией, проведение совместных (согласованных) мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры от террористических и экстремистских угроз, и обмен соответствующим опытом.
Кроме того, запланированы учения, направленные на отработку скоординированных действий по предотвращению и пресечению АНВ в деятельность транспортного комплекса, а также ликвидации их последствий.
Форматы взаимодействия
Одним из наиболее эффективных форматов сотрудничества являются ежегодные Сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. Практическая часть мероприятия заключается в проведении совместных антитеррористических учений, которые осуществляются на постоянной основе под эгидой Антитеррористического центра СНГ.
Всего подготовлено и проведено 18 таких занятий, которые затрагивают элементы отработки противодействия террористическим атакам в отношении объектов транспортной инфраструктуры либо использованию транспортных средств в качестве орудия совершения акта терроризма.
Цель учений – обеспечить единообразные по механизму подходы в пресечении террористических атак на наиболее значимые объекты транспортной инфраструктуры. Также оказывается помощь спецслужбам стран Содружества в организации подготовки специалистов антитеррористических подразделений.
Еще одним весьма эффективным инструментом в выработке совместных согласованных решений стали проводимые ежегодно Совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ. Предметом Совещаний неоднократно становились вопросы антитеррористической защиты транспортной инфраструктуры. Практическим итогом таких заседаний стали, например, организованные в Учебном центре по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево Безопасность» занятия и тренинги по курсу «Выявление потенциально опасных пассажиров путем специального опроса пассажиров («профайлинга») в ходе предполетного обслуживания».
Кроме того, в рамках реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы правоохранительными органами Содружества проводятся комплексные согласованные совместные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению деятельности международных преступных группировок на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах. В результате указанных мероприятий выявлена и пресечена деятельность 3 международных организованных преступных групп, к уголовной ответственности привлечены 98 человек, изъято 274 единицы оружия, 9 взрывных устройств, более 7000 боеприпасов.
Помимо этого, Советом министров внутренних дел СНГ инициирована разработка проекта международного правового акта, регулирующего порядок получения и предоставления сведений, содержащихся в информационных базах данных об автотранспортных средствах государств – участников СНГ. С этой целью протокольным решением Совета министров иностранных дел создана Межгосударственная рабочая группа.
Уверены, что заложенные в документе механизмы взаимодействия в борьбе с хищениями транспортных средств, также найдут применение в системе антитеррористического взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ.
Данный материал размещен №1 журнала «Эксперт транспортной безопасности» за 2023 год.
Источник фото: sputnik.by.